Исследования А. М. Бутлерова и его последовате-
лей обнаружили зависимость пространственных
свойств от физической природы материальных тел,
обусловленность физико-химических свойств материи
пространственным расположением атомов. Факт
изменчивости наших представлений о времени и про-
странстве используется философским и ≪физиче-
ским≫ идеализмом для отрицания их объективной
реальности.
дит возрастание массы тел. Всякое движение вклю-
чает в себя взаимодействие различных форм движе-
ния и их взаимные превращения. Оно так же неисчер-
паемо, как и сама материя. Движение материи
представляет собой процесс взаимодействия противо-
положностей.
Так, механическое движение выступает как единство
прерывности и непрерывности пространства и вре-
мени; электромагнитный, ядерный и гравитационный
виды движения основаны на единстве противополож-
ных процессов поглощения и излучения микрочасти-
цами квантов электромагнитного, ядерного и гравита-
ционного полей; химическое движение включает в себя
|
|
ассоциацию и диссоциацию атомов и т. д.
Бесконечное самодвижение материи в космосе
также выступает как результат единства противопо-
ложных процессов рассеяния материи и энергии
(в ходе эволюции звезд) и их обратной концентрации,
ведущей в итоге к возникновению звезд, галактик
и других форм материи.
Если движение материальной системы подчиняет-
ся некоторому единому закону и включает в себя це-
лостное изменение системы, то оно выступает как
процесс развития системы. При восходящем разви-
тии происходит усложнение связей, структуры и форм
движения материальных объектов, т. е. прогрессивное
преобразование от низшего к высшему. Нисходящее
развитие выражает деградацию и распад системы,
упрощение форм ее движения. Движение является
более общим понятием, чем развитие, поскольку оно
включает в себя всякое изменение, в том числе ны-
нешнее и случайное, не соответствующее внутренне-
му закону развитии системы.
тельность знаний. Знания, сохраняемые в языке, на-
правляют и дифференцируют чувства человека, волю,
внимание и другие психические акты, объединяя их
в единое сознание. Знания, накопленные историей,
политические и правовые идеи, достижения искус-
ства, мораль, религия и общественная психология
представляют собой сознание общества в целом.
Однако нельзя отождествлять сознание только
с логическим мышлением. Вне чувственно-волевой,
активной деятельности всей сферы психического
мышления вообще не существует.
Если бы человек только производил одну за другой
логические операции, но на практике не ощущал, не
|
|
чувствовал, не переживал бы постоянного соотнесе-
ния значения своих понятий с активными действиями
и восприятиями действительности, то он не понимал
бы и не осознавал бы ни действительности, ни себя
самого, т. е. не обладал бы ни сознанием, ни само-
сознанием.
Однако нельзя отождествлять понятия ≪психика≫
и ≪сознание≫, т. е. нельзя считать, что все психиче-
ские процессы у человека в каждый данный момент
включены в сознание.
Ряд психических переживаний может находиться
определенное время как бы ≪за порогом≫ сознания.
Сознание, впитывая в себя исторический опыт, зна-
ния и методы мышления, выработанные предшествую-
щей историей, осваивает действительность идеаль-
но, ставя при этом новые цели, задачи, создавая
проект будущих орудий, направляя всю практическую
деятельность человека.