Диалектика. Структура диалектики

Диалектика (от греч. ≪искусство вести беседу≫) -

учение о наиболее общих закономерных связях и ста-

новлении, развитии бытия и познания, а также осно-

ванный на этом учении метод мышления и действия.

Диалектика включает принципы, законы и катего-

рии.

Материализм утверждал принцип как основопо-

лагающее суждение о бытии (объяснение мира у древ-

них мыслителей посредством идеи о стихиях, перво-

началах природы). Идеализм отталкивался от

принципа мышления.

Принципы отражают фундаментальные основания

бытия и познания. Благодаря всеобщности и универ-

сальности они имеют статус философских аксиом:

1) выступают как начала познания;

2) обусловливают его характер;

3) лежат в основе законов и категорий диалектики;

4) придают знанию системность и целостность;

5) выполняют нормативную функцию в познаватель-

ных и практических действиях.

Наиболее авторитетны два принципа диалектики:

принцип связи и принцип развития.

Принципы конкретизируются в законах диалектики.

Благодаря Архимеду, И. Копернику, Г. Галилею,

Р. Декарту, Б. Спинозе идея законообразности

мира становится стержнем мировоззрения и научно-

го познания. Все движение протекает по ≪разумным≫

законам диалектики.

Закон - это понятие, выражающее внутренне

устойчивые, существенные, общие, повторяющиеся

свойства и отношения действительности. Законы

проявляются в течение продолжительных промежут-

Х к о в времени. В природе законы реализуются бессоз-

нательно, в результате объективного взаимодействия

материальных тел. В обществе объективные со-

циальные законы реализуются благодаря сознатель-

ной целенаправленной деятельности людей, субъек-

тивному фактору.

Законы диалектики универсальны, фиксируют отноше-

ния и связи между явлениями как мира в целом, так и от-

дельными его сторонами и объектами. Существуют три

закона диалектики - единства и борьбы противо-

положностей, взаимного перехода количественных

•и качественных изменений, отрицания отрицания.

Диалектические закономерности осмысливались

как категориальные связи. В категориях принципы

диалектики еще более детализированы.

Законы и категории диалектики недопустимо про-

тивопоставлять законам, познаваемым фундамен-

тальными науками. Материалистическая диалектика

есть общая теория движения, изменения, развития,

связей, обобщающая специальные теории движения,

изменения, развития, связей, созданных в физике,

биологии, геологии, химии, астрофизике, социологии

и ряде других наук.

В ≪Диалектике природы≫ Ф. Энгельс говорит

о диалектике, называя ее наукой о всеобщей связи.

Это положение устойчиво благодаря относительно по-

стоянной структуре предметов и бытия в целом и тре-

бует системного подхода к их изучению.

Оба определения диалектики выражают сущность

принципов диалектики. Связь включает в себя разви-

тие, а развитие - связь. В своей нераздельности раз-

витие и связь отражают реальное двуединство бытия,

единство противоположностей природы, общества

и мышления, устойчивости и изменчивости, систем-

ности и поступательности. Бесконечность бытия есть

его развертывание вширь и движение вглубь.

Субъективизм в противоположность объективизму

мир, общий для всех живущих субъектов, заменяет на

множество миров. Я - сам себе Вселенная, я вижу

действительность исключительно со своей точки зре-

ния, пребывания в своих ситуациях. Вся иная дей-

ствительность преломляется через мое уникальное

субъективное ≪я≫, потому очень трудно выявить что-

либо объективное.

Огромная разница между объективностью и субъек-

тивностью как раз и составляет основу философского

поиска. Важнейшими для их различия являются отве-

ты на вопросы: что в мире от нас, и что от самого

мира, что от субъективности и что от объективности,

что от человека зависит и что не зависит.

Современные религии не отрицают достижений

естествознания; теорий, связанных со строением

материи и практического применения науки. Но они

всегда подчеркивают, что дело науки - изучать толь-

ко физический мир.

Дальше простирается область религии и, быть

может, философии.

Центральный пункт любой религиозной картины

мира - образ Бога или богов, представление о том,

что же являет собой высшая истинная реальность.

Бог представляет собой высшую власть над зем-

ным миром, однако в разных религиях эта власть

может быть как безграничной, так и ограниченной.

Пространство в религиях удвоено: это простран-

ство обычного эмпирического мира, где живем мы

с вами, и пространство запредельное: небо и ад-

ские слои. Содержание религиозных концепций мира

составляет основу обыденного мировоззрения. Зна-

ния о сверхъестественном недоказуемы и неопро-

вержимы.

Человек является естественным центром для по-

вседневного видения реальности, поэтому челове-

ческая жизнь выступает здесь как безосновная и бес-

предпосылочная данность, как факт, который есть.

То же самое относится к человечеству как целому.

Вопрос о его происхождении не ставится.

Высшие цели и ценности, существующие в рамках

повседневной картины мира, диктуются конкретным

обществом и конкретной культурой.

Огромное практическое значение науки в XX в.

сделало ее той областью знания, к которой массовое

сознание испытывает глубокое уважение и пиетет.

Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина

мира часто принимается за точную фотографию

реальной действительности, за изображение Вселен-

ной такой, какова она есть на самом деле, независи-

мо от нас. Однако за привычным, коренящимся еще

в эпохе Просвещения доверием к выводам науки

часто забывается, что наука - развивающаяся и под-

вижная система знания]

Научная картина мира, возникшая из учений Р. Де-

карта и И. Ньютона, отбросила один очень важный

момент, присутствовавший как у одного, так и у другого:

фигуру Бога. Рационально-механистический образ

мира, сформировавшийся в трудах последователей,

демонстрирует мир как единый и единственный: мир

твердой материи, подчиненный жестким законам.

Полагая человека случайностью, механистическая

наука не интересуется его судьбой, его целями и цен-

ностями, которые выглядят мгновенной вспышкой

сознания в грандиозной, но бессмысленной Вселен-

ной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: