Диалектика (от греч. ≪искусство вести беседу≫) -
учение о наиболее общих закономерных связях и ста-
новлении, развитии бытия и познания, а также осно-
ванный на этом учении метод мышления и действия.
Диалектика включает принципы, законы и катего-
рии.
Материализм утверждал принцип как основопо-
лагающее суждение о бытии (объяснение мира у древ-
них мыслителей посредством идеи о стихиях, перво-
началах природы). Идеализм отталкивался от
принципа мышления.
Принципы отражают фундаментальные основания
бытия и познания. Благодаря всеобщности и универ-
сальности они имеют статус философских аксиом:
1) выступают как начала познания;
2) обусловливают его характер;
3) лежат в основе законов и категорий диалектики;
4) придают знанию системность и целостность;
5) выполняют нормативную функцию в познаватель-
ных и практических действиях.
Наиболее авторитетны два принципа диалектики:
принцип связи и принцип развития.
Принципы конкретизируются в законах диалектики.
|
|
Благодаря Архимеду, И. Копернику, Г. Галилею,
Р. Декарту, Б. Спинозе идея законообразности
мира становится стержнем мировоззрения и научно-
го познания. Все движение протекает по ≪разумным≫
законам диалектики.
Закон - это понятие, выражающее внутренне
устойчивые, существенные, общие, повторяющиеся
свойства и отношения действительности. Законы
проявляются в течение продолжительных промежут-
Х к о в времени. В природе законы реализуются бессоз-
нательно, в результате объективного взаимодействия
материальных тел. В обществе объективные со-
циальные законы реализуются благодаря сознатель-
ной целенаправленной деятельности людей, субъек-
тивному фактору.
Законы диалектики универсальны, фиксируют отноше-
ния и связи между явлениями как мира в целом, так и от-
дельными его сторонами и объектами. Существуют три
закона диалектики - единства и борьбы противо-
положностей, взаимного перехода количественных
•и качественных изменений, отрицания отрицания.
Диалектические закономерности осмысливались
как категориальные связи. В категориях принципы
диалектики еще более детализированы.
Законы и категории диалектики недопустимо про-
тивопоставлять законам, познаваемым фундамен-
тальными науками. Материалистическая диалектика
есть общая теория движения, изменения, развития,
связей, обобщающая специальные теории движения,
изменения, развития, связей, созданных в физике,
биологии, геологии, химии, астрофизике, социологии
и ряде других наук.
В ≪Диалектике природы≫ Ф. Энгельс говорит
о диалектике, называя ее наукой о всеобщей связи.
|
|
Это положение устойчиво благодаря относительно по-
стоянной структуре предметов и бытия в целом и тре-
бует системного подхода к их изучению.
Оба определения диалектики выражают сущность
принципов диалектики. Связь включает в себя разви-
тие, а развитие - связь. В своей нераздельности раз-
витие и связь отражают реальное двуединство бытия,
единство противоположностей природы, общества
и мышления, устойчивости и изменчивости, систем-
ности и поступательности. Бесконечность бытия есть
его развертывание вширь и движение вглубь.
Субъективизм в противоположность объективизму
мир, общий для всех живущих субъектов, заменяет на
множество миров. Я - сам себе Вселенная, я вижу
действительность исключительно со своей точки зре-
ния, пребывания в своих ситуациях. Вся иная дей-
ствительность преломляется через мое уникальное
субъективное ≪я≫, потому очень трудно выявить что-
либо объективное.
Огромная разница между объективностью и субъек-
тивностью как раз и составляет основу философского
поиска. Важнейшими для их различия являются отве-
ты на вопросы: что в мире от нас, и что от самого
мира, что от субъективности и что от объективности,
что от человека зависит и что не зависит.
Современные религии не отрицают достижений
естествознания; теорий, связанных со строением
материи и практического применения науки. Но они
всегда подчеркивают, что дело науки - изучать толь-
ко физический мир.
Дальше простирается область религии и, быть
может, философии.
Центральный пункт любой религиозной картины
мира - образ Бога или богов, представление о том,
что же являет собой высшая истинная реальность.
Бог представляет собой высшую власть над зем-
ным миром, однако в разных религиях эта власть
может быть как безграничной, так и ограниченной.
Пространство в религиях удвоено: это простран-
ство обычного эмпирического мира, где живем мы
с вами, и пространство запредельное: небо и ад-
ские слои. Содержание религиозных концепций мира
составляет основу обыденного мировоззрения. Зна-
ния о сверхъестественном недоказуемы и неопро-
вержимы.
Человек является естественным центром для по-
вседневного видения реальности, поэтому челове-
ческая жизнь выступает здесь как безосновная и бес-
предпосылочная данность, как факт, который есть.
То же самое относится к человечеству как целому.
Вопрос о его происхождении не ставится.
Высшие цели и ценности, существующие в рамках
повседневной картины мира, диктуются конкретным
обществом и конкретной культурой.
Огромное практическое значение науки в XX в.
сделало ее той областью знания, к которой массовое
сознание испытывает глубокое уважение и пиетет.
Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина
мира часто принимается за точную фотографию
реальной действительности, за изображение Вселен-
ной такой, какова она есть на самом деле, независи-
мо от нас. Однако за привычным, коренящимся еще
в эпохе Просвещения доверием к выводам науки
часто забывается, что наука - развивающаяся и под-
вижная система знания]
Научная картина мира, возникшая из учений Р. Де-
карта и И. Ньютона, отбросила один очень важный
момент, присутствовавший как у одного, так и у другого:
фигуру Бога. Рационально-механистический образ
мира, сформировавшийся в трудах последователей,
демонстрирует мир как единый и единственный: мир
твердой материи, подчиненный жестким законам.
Полагая человека случайностью, механистическая
наука не интересуется его судьбой, его целями и цен-
ностями, которые выглядят мгновенной вспышкой
сознания в грандиозной, но бессмысленной Вселен-
ной.