Гражданское общество

Гражданское общество - термин, которым начи-

ная с XVIII в. обозначали общественные, а в узком смыс-

ле - имущественные отношения Недостаток теории

гражданского общества у английских и французских ма-

териалистов проявлялся в непонимании его зависимо-

сти от развития способов производства. Они объясняли

его формирование естественными свойствами челове-

ка, политическими задачами, формами правления и за-

конодательства, нравственностью и т. д.

Гражданское общество, т. е. совокупность общест-

венных связей, рассматривалось ими как среда, в ко-

торой развертывается деятельность индивидов.

Г. В. Ф. Гегель понимал под гражданским обще-

ством систему потребностей, основанную на частной

собственности, имущественные и сословные отношения,

систему правовых отношений, а также догадывался о не-

которых законах развития общества. Его идеализм про-

явился здесь в признании зависимости гражданского

общества от государства, которое он в отличие от граж-

данского общества считал истинной формой объектив-

ного духа. Г. В. Ф. Гегель четко ставил вопрос о взаимо-

связи социально-экономической и правовой сторон

гражданского общества.

Он различает гражданское общество и политическое

государство. Гражданское общество, в его понимании,

это сфера реализации частных целей и интересов отдель-

ной личности. Г. В. Ф. Гегель выделяет три основ-

ных момента гражданского общества. Среди них:

1) система потребностей;

2) отправление правосудия;

3) полиция и кооперация.

Для гражданского общества необходимо не только

^ функционирование частной собственности, но и ее

защита со стороны закона, суда и полиции. Граждан-

ское общество и государство, по гегелевской концеп-

ции, соотносятся как рассудок и разум. Формирование

гражданского общества Г. В. Ф. Гегель связывает с раз-

витием буржуазного строя.

К. Маркс, критикуя его, использовал термин

≪гражданское общество≫. Он понимал под граждан-

ским обществом организацию семьи, сословий и клас-

сов, отношения собственности и распределения,

вообще формы, способы существования и функцио-

нирования общества, действительной жизни и дея-

тельности человека (этот термин используется для

обозначения буржуазного общества). К. Маркс подчер-

кивает их объективный характер и экономическое ос-

нование. В дальнейшем этот термин он заменяет

системой научных понятий (экономическая структура

общества, экономический базис, способ производ-

ства и т. п.).

Он исходил из того, что в гражданском обществе

следует искать ключ к пониманию исторического про-

цесса. Это неслучайно, ибо по логике марксизма

основополагающей является социально-экономиче-

ская сфера жизни общества. Эта сфера и присутствую-

щие в ней отношения собственности характеризу-

ются как основное звено развития гражданского

общества.

Обобщая разработанные концепции, можно сказать,

что в подлинно гражданском обществе каждый чело-

век имеет возможность свободно проявлять себя,

удовлетворить свои потребности. При этом он будет

пользоваться всеми средствами правовой и социаль-

ной защиты государства.

Г. В. Ф. Гегель считал, что свою духовную сущность

человек реализует, преодолевая природность, вклю-

чаясь в многообразие отношений общественной жиз-

ни (семья, собственность, государство, право и т. д.).

Русские философы XIX в. рассматривали челове-

ка в концепциях ≪философии тотальности≫ (целостно-

сти, коллективности) и ≪философии индивидуальности≫.

Первое направление представляли славянофилы.

Крестьянская община выступала у них как идеальный

≪нравственный мир≫, внутри которого только и возмо-

жен подлинно нравственный субъект, сочетающий лич-

ностное и коллективное начала. Западники ориентиро-

вались на западноевропейскую цивилизацию, на

личностное начало, критиковали православие.

К. Маркс и Ф. Энгельс развили общематериа-

листическую идею нравственного развития и роста чело-

века объективной природной и социальной реально-

стью. Эта концепция дополнена идеалистической идеей

человеческой активности, деятельности. Марксизм

связывает сущность человека с общественными усло-

виями его развития, сознательной деятельностью, в хо-

де которой человек оказывается предпосылкой и про-

дуктом истории.

Представители антропологической философии,

особенно экзистенциалисты, выступали против

диктата философских абстракций и материальных

вещей. Основными темами их размышлений стали

существование и духовный мир человека.

Экзистенциалисты считают, что гуманизм нахо-

дится под угрозой из-за технизации общества и чело-

века, опасности ядерной войны, марксистской доктри-

ны, абсолютизирующей всеобщность труда и техники.

идеи в учении об ≪антиномиях≫. И. Фихте развивает

≪антитетический≫ метод выведения категорий, содер-

жащий важные диалектические идеи. Вершиной в раз-

витии домарксистской диалектики была идеалисти-

ческая диалектика Г. В. Ф. Гегеля. Диалектика, по

его мнению, - ≪движущая душа всякого научного раз-

вертывания мысли, представляет собою принцип, ко-

торый один вносит в содержание науки имманентную

связь и необходимость≫.

Зрелое научное понимание диалектики созда-

но К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они построили

диалектику на основе материалистического понима-

ния исторического процесса и развития познания,

обобщения реальных процессов, происходящих в при-

роде, обществе и мышлении. В научной диалектике

сочетаются законы развития и бытия, и познания, так

как они тождественные по своему содержанию и от-

линаются только по форме.

Материалистическая диалектика не только ≪онто-

логическое≫, но и гносеологическое учение, логика,

рассматривающая мышление и познание одинаково

в становлении и развитии, поскольку вещи и явления

есть то, чем они становятся в процессе развития,

и в них, как тенденция, заложено то, чем они станут.

Главной категорией материалистической дизлек-

тики является противоречие. В учении о противоре-

чиях она раскрывает движущую силу и источник вся-

кого развития. В нем содержится ключ к остальным

категориям и принципам диалектического развития:

к развитию путем перехода количественных измене-

ний в качественные, к перерыву постепенности, от-

рицанию исходного момента развития и отрицанию

этого отрицания, повторению на высшем уровне не-

которых сторон первоначального состояния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: