Как абсолютизация результатов изучения отдельных

Сторон действительности, моментов истины. Поэто-

Му заблуждение не просто иллюзия; в нем фикси-

Руется то, что лежит на поверхности явлений, истори-

Чески ограниченные характеристики этих явлений

превращаются в ≪естественные≫, а потому вечные

И абсолютные.

Заблуждения затрудняют освоение истины, но они

Неизбежны, есть необходимый момент движения по-

Знания к ней, одна из возможных форм этого процесса.

Заблуждения многообразны по форме. Следует, на-

Пример, различать заблуждения научные и не-

Научные, эмпирические и теоретические, религи-

Озные и философские (эмпиризм, рационализм,

Софистика, эклектика, догматизм, релятивизм) и др.

Развитие практики и самого познания показывает,

Что те или иные заблуждения рано или поздно пре-

Одолеваются либо превращаются в истинные знания.

Преодолеть заблуждения возможно, изменив и усовер-

Шенствовав породившие их социальные условия,

Наблюдения и эксперименты, развивая и углубляя

Знания и методы его получения.

В философских учениях понятие ≪заблуждение≫

Рассматривается в совокупности с истиной. Часто это

Единство рассматривают на основе изучения шкалы

Истинности. Знание, информация как совокупность

Сведений постоянно возрастают. Рост знания означа-

Ет, что человечество перемещается по шкале истин-

Ности слева направо (противоположностью истины

Является заблуждение; ложь - это преднамеренное

Искажение истины). Следовательно, установление

Истины или заблуждения требует другой трактовки.

Теории сменяют друг друга, но они иначе трактуют ис-

Тину. Абсолютная истина оказывается недостижимой.

пропорциональности В. Гюго говорит о прямом со-

Отношении истины и красоты.

Истина, красота и добро, дополняя друг друга,

Образуют нечто вроде положительного единства

(В. С. Соловьев). Истина не есть красота, а кра-

Сота не сводится к добру, но тем не менее каждая

Из трех ценностей в определенном смысле указы-

вает на другую. И.Кант однажды определил пре-

Красное как символ морального добра. Категория

Символа здесь, на наш взгляд, появилась далеко

Не случайно. Рассматриваемые три ценности свя-

Заны друг с другом отнюдь не простой, а весьма

Сложной символической связью.

В них выражена вся полнота жизни человека. При

Всем желании человек никак не может ограничить свое

Бытие одной из трех сфер: познания, чувства, поступка.

В силу этого человек объединяет истину, красоту и доб-

Ро. Тому, кто утверждает, что истина превыше всего, тут

Же укажут на достоинства красоты и добра. Кто считает


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: