Менеджмент

Трубенева Т.Г.

Учебное пособие
для студентов среднего профессионального образования

Санкт-Петербург


2014

Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Императорский Александровский лицей»

Учебное пособие по дисциплине «Менеджмент» рассмотрено методическим советом колледжа и рекомендовано для использования в учебном процессе – протокол № 1 от 28.08.2014.

.

Методист колледжа А.Ф. Жмайло


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, СРЕДА МЕНЕДЖМЕНТА.. 5

1.1. Сущность, характерные черты современного менеджмента. 5

1.2. История развития менеджмента. 5

1.3. Принципы управления. 8

1.4. Внешняя и внутренняя среда организации. 8

1.4.1. Организация как объект менеджмента. 8

1.4.2. Внутренняя среда организации. 9

1.4.3. Внешняя среда организации. 11

2. ЦИКЛ МЕНЕДЖМЕНТА. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА.. 14

2.1. Составляющие цикла менеджмента. Организация и типы её структур. 14

2.1.1. Цикл менеджмента. 14

2.1.2. Организация. Принципы построения организационной структуры управления: цели и задачи организации. 15

2.1.3. Типы структур организации по взаимодействию с внешней средой. 16

2.2. Планирование: основные стадии планирования, стратегический и тактический планы.. 21

2.2.1. Формы и задачи планирования, понятие. 21

2.2.2. Виды планов. Основные стадии планирования. 22

2.2.3. Стратегическое планирование. 22

2.2.4. Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы тактического планирования. 25

2.3. Мотивация: критерии, виды, ступени мотивации. 26

2.3.1. Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. 26

2.3.2. Ступени мотивации. Классификация теорий мотивации. 26

2.3.3. Содержательные теории мотивации. Потребности и мотивационное поведение. 27

3.3.4. Процессуальные теории мотивации. 28

2.3.5. Полномочия и ответственность (исполнительская и управленческая) 29

2.3.6. Сущность делегирования. Правила и принципы делегирования. 31

2.4. Контроль в организации. 32

2.4.1. Понятие контроля, задачи. 32

2.4.2. Классификация контроля. Характеристика видов контроля. 33

2.4.3. Три этапа контроля. 35

2.4.4. Характеристика эффективного контроля. 36

3. СИСТЕМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ.. 38

3.1. Экономические методы.. 38

3.2. Организационно-распорядительные методы управления. 39

3.3. Социально-психологические методы управления персоналом.. 40

4. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.. 43

4.1. Типы решения и требования, предъявляемые к ним.. 43

4.2. Уровни принятия решений. 44

4.3. Этапы принятия управленческого решения. 45

4.4. Методы оптимизации управленческих решений. 46

5. КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ. КОНФЛИКТЫ В УПРАВЛЕНИИ 48

5.1. Коммуникации. 48

5.1.1. Понятие и классификация коммуникаций. 48

5.1.2. Коммуникационный процесс: этапы, элементы процесса коммуникаций, обратная связь и помехи. 48

5.1.3. Помехи (барьеры) в межличностных коммуникациях. 49

5.1.4. Помехи в организационных коммуникациях. 50

5.1.5. Коммуникационные сети. 51

5.2. Информация в системе коммуникаций. Информационные потоки и системы, принципы и пути их совершенствования. 52

5.3. Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. 53

5.3.1. Сущность и классификация конфликтов. 53

5.3.2. Причины возникновения конфликтов. 54

5.3.3. Стадии развития конфликтов. Типичные конфликтные ситуации. 55

5.3.4. Методы управления конфликтами. 55

5.3.5. Последствия конфликтов. 57

5.4. Стресс: природа и причины. Методы снятия стресса. 57

6. ВЛАСТЬ, ВЛИЯНИЕ, ЛИДЕРСТВО, СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ, «САМОМЕНЕДЖМЕНТ». 60

6.1. Влияние. 60

6.2. Понятие руководства и власти. Формы власти. 61

6.3. Лидерство. 63

6.4. Самоменеджмент. 66

6.5. Стили управления. 70

7. ДЕЛОВОЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ.. 72

7.1. Деловое общение, его характеристика. 72

7.1.1. Фазы делового общения. 72

7.1.2. Организация переговоров. 73

7.1.3. Организация проведения совещаний. 75

7.1.4. Проведение бесед, встреч. 77

7.1.5. Требования к проведению телефонных переговоров. 79

7.1.6. Культура речи. 79

7.1.6. Работа с документами. 80

7.2. Управленческое общение. 80

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 84

Приложение 1. 85

Приложение 2. 87

Приложение 3. 88

Приложение 4. 90

Приложение 5. 91

Приложение 6. 92

Приложение 7. 94


1. СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА,
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, СРЕДА МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Сущность, характерные черты
современного менеджмента

Менеджмент – это управление организацией прежде всего в коммерческих, производственно-рыночных условиях.

Менеджмент – этоиспользование и координация таких ресурсов как капитал (производственный, финансовый, человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью.

Субъекты менеджмента – менеджеры. Менеджер – человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью.

Вертикальное разделение труда приводит к выделению менеджеров.

Задачи менеджмента:

1. Создание конкурентоспособности организации.

2. Эффективное использование персонала организации.

3. Эффективное использование маркетинговых технологий.

4. Разработка ресурсосберегающих технологий и технологий, направленных на защиту окружающей среды.

Цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, то есть эффективное функционирование всех внутренних и внешних элементов организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: