На первом этапе определения конкурентного положения ООО «АЛЬТ-Икс» на рынке, необходимо провести анализ его участников по ключевым факторам успеха (в баллах от 1 до 5) [15,с.110].
Оценка ключевых факторов успеха дана на основе анализа макро-внешней среды:
- широта ассортимента;
- широта охвата географических рынков;
- рациональность построения каналов сбыта;
- цена товара;
- качество товара. Сведём полученные данные в таблицу 3.
Таблица 3
Оценка деятельности прямых конкурентов ООО «АЛЬТ-Икс» по критериям
Показатели | Продавцы лакокрасочной продукции, строительных и отделочных материалов Выборгского района г.Санкт-Петербурга | |||
ООО «АЛЬТ-Икс» | ЗАО «Сатурн» | ООО «Лидер ЛКМ» | ООО «Экобалт» | |
Широта ассортимента | ||||
Широта охвата географических рынков | ||||
Рациональность построения каналов сбыта | ||||
Цена товара | ||||
Качество товара | ||||
Средний балл: | 4,6 | 4,8 | 4,2 |
Из таблицы 3 видно, что самым сильным прямым конкурентом является ЗАО «Сатурн».
На втором этапе определения конкурентного положения ООО «АЛЬТ-Икс» на рынке, необходимо провести анализ его участников по ключевым факторам успеха (в баллах от 1 до 5), исходя из экспертной оценки веса (значимости каждого фактора, вес всех факторов равен единице) [15,с.113].
Определение конкурентного положения ООО «АЛЬТ-Икс» представлено в таблице 4.
Таблица 4
Определение конкурентного положения ООО «АЛЬТ-Икс»
Показатель – ключевой фактор успеха | Вес qi | Экспертная оценка | Взвешенная оценка | ||||||
Альт-Икс ai | Сатурн ai | Лидер ЛКМ ai | Эко- балт ai | АЛЬТ-Икс qi*ai | Са- турн qi*ai | Лидер ЛКМ qi*ai | Экобалт qi*ai | ||
Ассор- тимент | 0,2 | 0,8 | 1,0 | 1,0 | 0,8 | ||||
Охват рынков | 0,3 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,2 | ||||
Система сбыта | 0,3 | 1,2 | 1,5 | 1,5 | 1,2 | ||||
Цена товара | 0,1 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | ||||
Качество товара | 0,2 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,6 | ||||
ИТОГО: | 1,0 | 5,0 | 5,5 | 5,4 | 4,1 |
Общая, взвешенная оценка в таблице 4 показывает, что основным конкурентом ООО «АЛЬТ-Икс» является ЗАО «Сатурн», конкурентная позиция которого на 0,5 балла выше, чем у объекта исследования.
Для изучения рыночной ситуации, в которой работает ООО «АЛЬТ-Икс» необходимо провести «SWOT»-анализ, который позволит выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. При проведении этого вида анализа необходимо учитывать следующее, что сильные и слабые стороны – это внутренние черты фирмы, ей подконтрольные, а возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и не зависят от влияния организации. Сильные и слабые стороны по отношению к конкурентам могут считаться таковыми только в том случае, если их так воспринимают клиенты.
Результаты «SWOT»-анализа ООО «АЛЬТ-Икс», выявляющего сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы [13,с.127], представлены в таблице 5.
Таблица 5
Матрица «SWOT» ООО «АЛЬТ-Икс»
Внешняя среда Внутренняя среда | Возможности: 1. Рост объема строительных и отделочных работ 2. Рост средних доходов населения 3. Возможность выхода на новые рынки | Угрозы: 1. Высокий уровень конкуренции 2. Рост инфляции 3. Снижение покупательской способности населения 4. Снижение требования покупателей к качеству продукции | |
Сильные стороны: 1. Широкий охват географических рынков 2. Рациональное построение каналов сбыта 3. Высокий уровень качества товаров | Оценка в баллах: 1,5 1,2 1,0 | Поле СиВ Сила и возможности | Поле СиУ Сила и угрозы |
Слабые стороны: 4. Неполный ассортимент товаров 5. Высокий уровень цен | Оценка в баллах: 0,8 0,5 | Поле СЛВ Слабости и возможности | Поле СЛУ Слабости и угрозы |
Проведем анализ силы бизнеса ООО «АЛЬТ-Икс» и оценим положение ООО «АЛЬТ-Икс» среди конкурентов и результаты представим в таблице 6.
Таблица 6
Определение силы бизнеса
Сильные стороны | Слабые стороны |
Широкий охват географических рынков Рациональное построение каналов сбыта Высокий уровень качества товаров | Неполный ассортимент товаров Высокий уровень цен на товары |
Возможности | Угрозы |
Рост объема строительных и отделочных работ Рост средних доходов населения Возможность выхода на новые рынки | Высокий уровень конкуренции Рост инфляции Снижение покупательской способности населения Снижение требования покупателей к качеству товаров |
Исходя из данных таблиц 5-6 и итогов анализа сильных и слабых сторон (см. таблица 6) ООО «АЛЬТ-Икс» занимает 3-е место на исследуемом сегменте рынка продавцов лакокрасочной продукции, строительных и отделочных материалов Выборгского района г.Санкт-Петербурга (см. таблица 5). При рассмотрении ключевых факторов успеха необходимо обратить внимание на невысокий показатель полноты ассортимента и высокий уровень цен на реализуемые товары ООО «АЛЬТ-Икс».
Руководствуясь результатами «SWOT» – анализа, можем делать вывод, что основными конкурентными преимуществами ООО «АЛЬТ-Икс» является: во-первых: выгодное месторасположение, обеспечивающее постоянный приток оптовых покупателей; во-вторых: расположение складов в непосредственной близости к офису, что позволяет снизить издержки по доставке товаров; в-третьих: высокое качество и привлекательный уровень цен на товары, и, в-четвёртых: налаженная система учёта товаров, и развитая материально-техническая база.
Для усиления позиций на рынке, предприятию следует сосредоточить усилия на улучшении ассортиментной политики и повышении уровня качества обслуживания покупателей, организации системы заказов при пополнении запасов товаров и системы плановых мероприятий по их продвижению.