Оценка положения товара на рынке

Для изучения роста или спада объемов продаж по всем товарным группам воспользуемся данными объёмов продаж в 2012-2013 годах (см. таблица 8).

Таблица 8

Динамика объёмов продаж по разным товарным группам за 2012-2013г.г.

№ п/п Наименование товаров (товарных групп) Объём продаж, тыс. руб. Изменение
2012г. 2013г. тыс.руб. % к 2012г.
  Краски       29,7
  Антисептики       7,3
  Лаки       19,3
  Шпаклевки     -150 -5,6
  Пены, герметики       18,1
  Клеи     -150 -5,2
  Итого       14,5

Из таблицы 8 видно, что наибольшие объемы продаж за 2012-2013г.г. имеют такие ассортиментные группы товаров, как:

- антисептики (15125 тыс. руб.);

- краски (13750 тыс. руб.);

- пены, герметики (7250 тыс. руб.).

В 2013 году по сравнению с 2012 годом произошел рост объемов продаж на 6464 тыс. руб., или на 14,5%. Это произошло в результате роста темпов объемов продаж, следующих групп товаров:

- краски - на 3150 тыс. руб., или на 29,7%;

- лаки - на 1400 тыс. руб., или на 19,3%;

- пены, герметики - на 1114 руб., или на 18,1%;

- антисептики - на 1100 руб., или на 7,3%.

Отрицательным моментом стало снижение объемов продаж следующих групп товаров:

- шпаклевки - на 150 руб., или 5,6%;

- клеи - на 150 руб., или на 5,2%.

Дополнительного внимания требуют к себе такие товарные группа, как шпаклевки и клеи. Причиной такого положения может быть невысокое качество этих товаров. Данные товары, несмотря на их положение, необходимы ООО «АЛЬТ-Икс» для заполнения рыночной ниши, расширения своего ассортимента для максимально возможного удовлетворения потребителей.

Изменение положения групп товаров в порядке снижения доли в объеме продаж представлено в таблице 9.

Таблица 9

Изменение положения групп товаров в порядке снижения доли в объеме продаж

№п/п Наименование группы товаров Объем продаж, тыс. руб. Доля в объеме продаж, %
  Антисептики   31,6
  Краски   27,0
  Лаки   17,0
  Пены, герметики   14,2
  Клеи   5,4
  Шпаклевки   4,8

Далее рассчитываются доли каждой группы накопительным итогом. Расчет представлен в таблице 10.

Таблица 10

Доля групп товаров в объеме продаж накопительным итогом

№ п/п Наименование группы товаров Доля в объеме продаж, % Доля в объеме продаж накопительным итогом, %
  Антисептики 31,6 31,6 =31,6
  Краски 27,0 58,6 =31,6+27,0
  Лаки 17,0 75,6 =58,6+17,0
  Пены, герметики 14,2 89,8 =75,6+14,2
  Клеи 5,4 95,2 =89,8+5,4
  Шпаклевки 4,8 100,0 =95,2+4,8

После проведенных расчетов в таблице 10 стало очевидно, что границы групп товаров исследуемого предприятия распределились следующим образом, 20% позиций ассортимента приходится более 80% товарооборота (это будет группа А – 90,2%), а на 30% ассортимента приходится более 10% товарооборота (группа В) и на оставшуюся приходится около 10% товарооборота (группа С) [12,с.236].

Используя полученные данные, мы можем распределить ассортиментные группы по группам АВС. Все группы, расположенные выше других, составляют группу А ассортимента исследуемого предприятия.

Границы группы А указаны в таблице 11.

Таблица 11

Границы группы А

№п/п Наименование группы товаров Доля в объеме накопительным итогом, %
  Антисептики 31,6
  Краски 58,6

Как видно из таблицы 11, верхняя граница группы А, доля в объеме продаж накопительным итогом которой равна 90,2% составляет более 80%. Нижняя граница группы А равна более 90%.

Все группы, расположенные ниже определенной границы, составляют группу С ассортимента исследуемого предприятия таблица 12.

Таблица 12

Границы группы С

№п/п Наименование группы товаров Доля в объеме накопительным итогом, %
  Клеи 95,2
  Шпаклевки 100,0

Как видно из таблицы 12, верхняя граница группы С, доля в объеме продаж накопительным итогом которой равна 95,2% составляет более 95%.

Остальные группы, попавшие между границами, составляют группу В ассортимента исследуемого предприятия таблица 13.

Таблица 13

Границы группы В

№ п/п Наименование группы товаров Доля в объеме продаж накопительным итогом, %
  Лаки 75,6
  Пены, герметики 89,8

Для полноты исследования используем XYZ анализ, что поможет строить ассортиментную политику применительно к конкретным условиям (таблица 14).

Для расчета коэффициента вариации используем формулу[12,с.220]:

(2)

где V - коэффициент вариации;

– среднее квадратичное отклонение;

- средняя арифметическая (средний процент выполнения плана реализации).

Среднее квадратичное отклонение определяется по следующей формуле [12,с.221]:

(3)

где σ - среднеквадратическое отклонение;

- процент выполнения плана реализации за каждый квартал;

- процент выполнения плана реализации за год;

n - число кварталов.

Наложение XYZ анализ на АВС анализ удобно использовать при формировании товарного запаса.

Расчеты коэффициента вариации для удобства восприятия представлены в таблице 14.

Таблица 14

Расчеты коэффициента вариации

Название группы Средний процент выполнения плана реализации () Среднее квадратичное отклонение () Коэффициент вариации (V) ()
Краски 1,135 1,121 98,7
Антисептики 1,145 1,135 99,1
Лаки 1,115 1,060 95,0
Шпаклевки 1,145 1,107 96,7
Пены, герметики 1,120 1,080 96,4
Клеи 1,025 0,950 92,6

Далее все данные полученные при помощи АВС и XYZ анализа сводятся в общий, комплексный ABC и XYZ – анализ по предприятию, который представлен в таблице 15.

Таблица 15

Комплексный ABC и XYZ - анализ по предприятию

Ассортиментная группа Оборот за год, руб. Доля в обороте Коэффициент вариации классы
АВС XYZ
Краски   27,0 98,7 А Z
Антисептики   31,6 99,1 А Z
Лаки   17,0 95,0 В X
Шпаклевки   4,8 96,7 С Y
Пены, герметики   14,2 96,4 В Y
Клеи   5,4 92,6 С X

По полученным данным можем составить прогноз спроса на товары и определить дальнейшие действия в отношении ассортиментных групп.

Исходя из АВС анализа, можно определить степень важности бесперебойного наличия позиций в ассортименте предприятия.

XYZ анализ позволяет оценить равномерность спроса и соответственно потребность в формировании "страхового" запаса, или же наоборот, возможность формирования минимального "стандарта" с регулярным пополнением.

Полученные выводы представлены в таблице 16.

Таблица 16

Прогнозы спросов на товары

Название ассортиментной группы Позиции группы в совмещенном анализе Прогнозы спросов на товары
Краски и антисептики AZ Вносят значительный вклад в объем продаж. Но продажи не стабильны
Лаки BX Группа сносит средний вклад в объем продаж. Продажи стабильны
Шпаклевки CY Вносит малый вклад в продажи. Продажи колеблются
Пены, герметики BY Вносит средний вклад в объем продаж. Продажи колеблются
Клеи CX Вносит малый вклад в продажи. И продажи стабильны

Как видно из таблицы 16, большинство товаров не имеют стабильных продаж. Этот процесс можно объяснить тем, что отгрузка товаров происходит неравномерно, так как закупка и дальнейшая отгрузка зависит от денежных поступлений на счета предприятия, полученных от дебиторов.

Для более детального анализа ассортиментных групп определяем, рыночную позицию продаваемых товаров. Для этого используем матрицу Бостонской консалтинговой группы (БКГ). Где важнейшим признаком является темп роста рыночного спроса и отношение доли рынка товара данной фирмы к соответствующей доли основного конкурента. Для построения матрицы БКГ проанализируем жизненные циклы товаров по каждой ассортиментной позиции, а также рассчитаем темп роста рынка и относительную долю рынка по каждой группе по следующим формулам [17,с.105]:

ОДР=Q’/Q*100%, (4)

где ОДР - относительная доля рынка, %; Q’- объем продаж ООО «АЛЬТ-Икс», руб.;

Q - объем продаж сильнейшего конкурента в отрасли (в нашем случае ЗАО «Сатурн»).

T=Q2013/Q2012*100%, (5)

где Т - темп роста рынка, %;

Q2013 - объем продаж ООО «АЛЬТ-Икс» в 2013 году, руб.;

Q2012 - объем продаж ООО «АЛЬТ-Икс» в 2012 году, руб.

Темп роста рынка по каждой ассортиментной позиции представлен в таблице 17.

Таблица 17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: