Для изучения роста или спада объемов продаж по всем товарным группам воспользуемся данными объёмов продаж в 2012-2013 годах (см. таблица 8).
Таблица 8
Динамика объёмов продаж по разным товарным группам за 2012-2013г.г.
№ п/п | Наименование товаров (товарных групп) | Объём продаж, тыс. руб. | Изменение | ||
2012г. | 2013г. | тыс.руб. | % к 2012г. | ||
Краски | 29,7 | ||||
Антисептики | 7,3 | ||||
Лаки | 19,3 | ||||
Шпаклевки | -150 | -5,6 | |||
Пены, герметики | 18,1 | ||||
Клеи | -150 | -5,2 | |||
Итого | 14,5 |
Из таблицы 8 видно, что наибольшие объемы продаж за 2012-2013г.г. имеют такие ассортиментные группы товаров, как:
- антисептики (15125 тыс. руб.);
- краски (13750 тыс. руб.);
- пены, герметики (7250 тыс. руб.).
В 2013 году по сравнению с 2012 годом произошел рост объемов продаж на 6464 тыс. руб., или на 14,5%. Это произошло в результате роста темпов объемов продаж, следующих групп товаров:
- краски - на 3150 тыс. руб., или на 29,7%;
- лаки - на 1400 тыс. руб., или на 19,3%;
- пены, герметики - на 1114 руб., или на 18,1%;
|
|
- антисептики - на 1100 руб., или на 7,3%.
Отрицательным моментом стало снижение объемов продаж следующих групп товаров:
- шпаклевки - на 150 руб., или 5,6%;
- клеи - на 150 руб., или на 5,2%.
Дополнительного внимания требуют к себе такие товарные группа, как шпаклевки и клеи. Причиной такого положения может быть невысокое качество этих товаров. Данные товары, несмотря на их положение, необходимы ООО «АЛЬТ-Икс» для заполнения рыночной ниши, расширения своего ассортимента для максимально возможного удовлетворения потребителей.
Изменение положения групп товаров в порядке снижения доли в объеме продаж представлено в таблице 9.
Таблица 9
Изменение положения групп товаров в порядке снижения доли в объеме продаж
№п/п | Наименование группы товаров | Объем продаж, тыс. руб. | Доля в объеме продаж, % |
Антисептики | 31,6 | ||
Краски | 27,0 | ||
Лаки | 17,0 | ||
Пены, герметики | 14,2 | ||
Клеи | 5,4 | ||
Шпаклевки | 4,8 |
Далее рассчитываются доли каждой группы накопительным итогом. Расчет представлен в таблице 10.
Таблица 10
Доля групп товаров в объеме продаж накопительным итогом
№ п/п | Наименование группы товаров | Доля в объеме продаж, % | Доля в объеме продаж накопительным итогом, % | |
Антисептики | 31,6 | 31,6 | =31,6 | |
Краски | 27,0 | 58,6 | =31,6+27,0 | |
Лаки | 17,0 | 75,6 | =58,6+17,0 | |
Пены, герметики | 14,2 | 89,8 | =75,6+14,2 | |
Клеи | 5,4 | 95,2 | =89,8+5,4 | |
Шпаклевки | 4,8 | 100,0 | =95,2+4,8 |
После проведенных расчетов в таблице 10 стало очевидно, что границы групп товаров исследуемого предприятия распределились следующим образом, 20% позиций ассортимента приходится более 80% товарооборота (это будет группа А – 90,2%), а на 30% ассортимента приходится более 10% товарооборота (группа В) и на оставшуюся приходится около 10% товарооборота (группа С) [12,с.236].
|
|
Используя полученные данные, мы можем распределить ассортиментные группы по группам АВС. Все группы, расположенные выше других, составляют группу А ассортимента исследуемого предприятия.
Границы группы А указаны в таблице 11.
Таблица 11
Границы группы А
№п/п | Наименование группы товаров | Доля в объеме накопительным итогом, % |
Антисептики | 31,6 | |
Краски | 58,6 |
Как видно из таблицы 11, верхняя граница группы А, доля в объеме продаж накопительным итогом которой равна 90,2% составляет более 80%. Нижняя граница группы А равна более 90%.
Все группы, расположенные ниже определенной границы, составляют группу С ассортимента исследуемого предприятия таблица 12.
Таблица 12
Границы группы С
№п/п | Наименование группы товаров | Доля в объеме накопительным итогом, % |
Клеи | 95,2 | |
Шпаклевки | 100,0 |
Как видно из таблицы 12, верхняя граница группы С, доля в объеме продаж накопительным итогом которой равна 95,2% составляет более 95%.
Остальные группы, попавшие между границами, составляют группу В ассортимента исследуемого предприятия таблица 13.
Таблица 13
Границы группы В
№ п/п | Наименование группы товаров | Доля в объеме продаж накопительным итогом, % |
Лаки | 75,6 | |
Пены, герметики | 89,8 |
Для полноты исследования используем XYZ анализ, что поможет строить ассортиментную политику применительно к конкретным условиям (таблица 14).
Для расчета коэффициента вариации используем формулу[12,с.220]:
(2)
где V - коэффициент вариации;
– среднее квадратичное отклонение;
- средняя арифметическая (средний процент выполнения плана реализации).
Среднее квадратичное отклонение определяется по следующей формуле [12,с.221]:
(3)
где σ - среднеквадратическое отклонение;
- процент выполнения плана реализации за каждый квартал;
- процент выполнения плана реализации за год;
n - число кварталов.
Наложение XYZ анализ на АВС анализ удобно использовать при формировании товарного запаса.
Расчеты коэффициента вариации для удобства восприятия представлены в таблице 14.
Таблица 14
Расчеты коэффициента вариации
Название группы | Средний процент выполнения плана реализации () | Среднее квадратичное отклонение () | Коэффициент вариации (V) () |
Краски | 1,135 | 1,121 | 98,7 |
Антисептики | 1,145 | 1,135 | 99,1 |
Лаки | 1,115 | 1,060 | 95,0 |
Шпаклевки | 1,145 | 1,107 | 96,7 |
Пены, герметики | 1,120 | 1,080 | 96,4 |
Клеи | 1,025 | 0,950 | 92,6 |
Далее все данные полученные при помощи АВС и XYZ анализа сводятся в общий, комплексный ABC и XYZ – анализ по предприятию, который представлен в таблице 15.
Таблица 15
Комплексный ABC и XYZ - анализ по предприятию
Ассортиментная группа | Оборот за год, руб. | Доля в обороте | Коэффициент вариации | классы | |
АВС | XYZ | ||||
Краски | 27,0 | 98,7 | А | Z | |
Антисептики | 31,6 | 99,1 | А | Z | |
Лаки | 17,0 | 95,0 | В | X | |
Шпаклевки | 4,8 | 96,7 | С | Y | |
Пены, герметики | 14,2 | 96,4 | В | Y | |
Клеи | 5,4 | 92,6 | С | X |
По полученным данным можем составить прогноз спроса на товары и определить дальнейшие действия в отношении ассортиментных групп.
Исходя из АВС анализа, можно определить степень важности бесперебойного наличия позиций в ассортименте предприятия.
XYZ анализ позволяет оценить равномерность спроса и соответственно потребность в формировании "страхового" запаса, или же наоборот, возможность формирования минимального "стандарта" с регулярным пополнением.
Полученные выводы представлены в таблице 16.
Таблица 16
Прогнозы спросов на товары
Название ассортиментной группы | Позиции группы в совмещенном анализе | Прогнозы спросов на товары |
Краски и антисептики | AZ | Вносят значительный вклад в объем продаж. Но продажи не стабильны |
Лаки | BX | Группа сносит средний вклад в объем продаж. Продажи стабильны |
Шпаклевки | CY | Вносит малый вклад в продажи. Продажи колеблются |
Пены, герметики | BY | Вносит средний вклад в объем продаж. Продажи колеблются |
Клеи | CX | Вносит малый вклад в продажи. И продажи стабильны |
Как видно из таблицы 16, большинство товаров не имеют стабильных продаж. Этот процесс можно объяснить тем, что отгрузка товаров происходит неравномерно, так как закупка и дальнейшая отгрузка зависит от денежных поступлений на счета предприятия, полученных от дебиторов.
|
|
Для более детального анализа ассортиментных групп определяем, рыночную позицию продаваемых товаров. Для этого используем матрицу Бостонской консалтинговой группы (БКГ). Где важнейшим признаком является темп роста рыночного спроса и отношение доли рынка товара данной фирмы к соответствующей доли основного конкурента. Для построения матрицы БКГ проанализируем жизненные циклы товаров по каждой ассортиментной позиции, а также рассчитаем темп роста рынка и относительную долю рынка по каждой группе по следующим формулам [17,с.105]:
ОДР=Q’/Q*100%, (4)
где ОДР - относительная доля рынка, %; Q’- объем продаж ООО «АЛЬТ-Икс», руб.;
Q - объем продаж сильнейшего конкурента в отрасли (в нашем случае ЗАО «Сатурн»).
T=Q2013/Q2012*100%, (5)
где Т - темп роста рынка, %;
Q2013 - объем продаж ООО «АЛЬТ-Икс» в 2013 году, руб.;
Q2012 - объем продаж ООО «АЛЬТ-Икс» в 2012 году, руб.
Темп роста рынка по каждой ассортиментной позиции представлен в таблице 17.
Таблица 17