Бензомоторный инструмент, поступивший в эксплуатацию, должен пройти в течение 25 часов работы двигателя обкатку. Это объясняется тем, что в эти первые часы эксплуатации происходит интенсивная приработка всех трущихся деталей инструмента. Поэтому в этот период нельзя давать полную загрузку двигателя. В случае полной загрузки двигатель инструмента может перегреться, поршневые кольца могут быстро пригореть, подшипники шатуна перегреться и заклинить, то есть двигатель выйдет полностью из строя. Чтобы избежать всего этого, необходимо в период приработки работать при пониженной мощности двигателя. В этот период необходимо также работать с повышенным содержанием масла в топливной смеси в пропорции 15:1 по объему (15 частей бензина и 1 часть масла) и не допускать длительной пробуксовки муфты сцепления. В период обкатки нельзя регулировать карбюратор инструмента на нормальную смесь, обеспечивающуюся максимальную мощность и производительность пиления, и переходить на топливную смесь в пропорции 20:1 по объему. Это следует выполнить по окончании 25-часовой обкатки бензиномоторного инструмента. У всех пил при этом регулируется карбюратор.
|
|
Правильная обкатка инструмента в начальный период эксплуатации является важным фактором повышения его надежности и долговечности.
В целях обеспечения бесперебойной работы и увеличения срока службы в процессе эксплуатации бензиномоторного инструмента оператор должен выполнять следующее:
– регулярно проводить ежедневное обслуживание и своевременно устранять обнаруженные неисправности инструмента, а также своевременно поставлять инструмент в мастерские для проведения технического и сезонного обслуживания, ремонта в соответствии с инструкцией по эксплуатации;
– точно составлять пропорцию топливной смеси, строго применяя марки бензина и масла, указанные в инструкции по эксплуатации инструмента;
– недопустимо заправлять инструмент чистым бензином – это вызовет при работе инструмента сильный износ трущихся деталей, интенсивное выделение тепла и, как следствие, разрушение подшипника шатуна, а затем и полный выход из строя двигателя;
– не применять загрязненное и с присутствием воды топливо, оберегать емкости для хранения топлива от попадания атмосферных осадков, грязи и других примесей;
– перед пополнением переносного бака топливной смесью из емкости при централизованном обеспечении горюче – смазочными материалами топливную смесь необходимо в емкости тщательно перемешать;
– заливать топливо в бензобак и маслобак инструмента через сливные трубки, не допускать при этом попадания сора, снега, воды в бак;
|
|
– заливать топливо в бак инструмента после его тщательного перемешивания в переносном баке;
– заливать масло в маслобак, а в холодное время года смеси масла с бензином одновременно с топливом;
– после заправки все случайно облитые топливом и смазкой части инструмента обтереть тряпкой насухо;
– не допускать запуска двигателя при отсоединенном редукторе (это может привести к поломке муфты сцепления);
– нельзя останавливать двигатель снятием контакта провода высокого напряжения, чем можно вывести из строя магнето;
– не допускать повышение оборотов до максимальных на холостом ходу (это поможет избежать выхода из строя деталей двигателя);
– после запуска двигатель следует прогреть на холостом ходу в течение 1-2 мин, и затем приступать к пилению, рекомендуется первые два-три реза делать при не полностью открытой дроссельной заслонке;
– нельзя работать со снятым воздушным фильтром или поврежденной его сеткой – это вызывает ускоренный износ цилиндра и поршневых колец;
– строго выполнять правила пиления древесины и применять наиболее рациональные приемы работы инструментом, изложенные ниже;
– постоянно следить за подачей смазки к пильному аппарату и правильным натяжением пильной цепи; для проверки работы насоса, подающего смазку на цепь, рекомендуется при работающем инструменте консольную часть шины направить на торец бревна и наблюдать: при поступлении масла на торце бревна будут видны брызги масла;
– не приступать к работе, если не смазывается пильный аппарат, а пильная цепь неправильно натянута (это ведет к интенсивному износу пильной цепи и шины, ведущей звездочки, а также к заклиниванию цепи);
– вовремя менять затупившуюся пильную цепь (работа затупившейся цепью ведет к ее интенсивному износу и резкому падению производительности, труда);
– не приступать к работе, если ведущая звездочка, пильная шина и цепь, концевой элемент имеют дефекты (эти дефекты следует своевременно устранить);
– смазывать концевой элемент пильной шины через каждый час работы погружением конца шины в емкость с маслом или поливкой маслом;
– следить, чтобы заточка пильных цепей по геометрическим параметрам зубьев соответствовала рекомендациям, данным в инструкции по эксплуатации инструмента с учетом твердости древесины (мягкая, твердая);
– окончив работу необходимо поработать пильной цепью без пиления, что позволит удалить опилки и влагу, а затем надо снять цепь и очистить от опилок паз пильной шины;
– в теплое время года при работе в хвойных насаждениях для удаления смолы пильную цепь следует промыть в ванне с керосином (с бензином);
– не ставить изношенную пильную цепь на новые ведущую звездочку и пильную шину, а также новую пильную цепь на изношенную ведущую звездочку и пильную шипу;
– для правильной эксплуатации необходимо иметь 3-5 пильных цепей, чтобы все цепи работали до полного износа, а ведущая звездочка и пильная шипа выработали свой срок службы;
– контролировать наличие смазки в редукторе и при необходимости дополнять ее;
– оберегать инструмент от механических повреждений при работе и транспортировке (например, нельзя выламывать пильным аппаратом пилы ломоть, образующийся при подпиле, особенно, если подпил выполнен с большой высотой);
– не разбирать без надобности инструмент (это рекомендуется выполнять на пункте технического обслуживания бензиномоторных инструментов);
– транспортировать инструмент без пильной шины и цепи;
– соблюдать правила эксплуатации инструментов зимой;
– хранить инструменты в межсменное время в крытых помещениях или под навесом (при длительном хранении необходимо их законсервировать).
|
|
Моторист, выполняющий бензиномоторным инструментом валку деревьев, раскряжевку хлыста или обрезку сучьев, должен соблюдать при работе следующие правила.
Работая любым инструментом, до начала пиления необходимо ввести в соприкосновение со стволом (валка, раскряжевка) или сучком (обрезка) упор так, чтобы цепь не касалась ствола или сучка. Нажав на манетку газа, повысить частоту вращения коленчатого вала двигателя инструмента и тем самым привести в движение пильную цепь. Далее легким нажимом на рукоятки управления пильная цепь вводится в рез с одновременным нажатием на манетку газа. При движении цепи при определенном усилии подачи пильного аппарата в рез происходит резание древесины.
Следует обращать особое внимание на плавность подачи пильного аппарата в рез при начальном касании цепи дна пролила. Плавность подачи обеспечивает надежную работу пильного аппарата. При резкой подачи цепь заклинивает в резе, а затем останавливается. В этом случае все звенья цепи воспринимают значительные перегрузки. При очень резком нажиме на манетку газа и очень медленной подаче пильного аппарата и рез недопустимо повышается частота вращения двигателя, а также переобедняется рабочая смесь.
Наблюдается быстрый рост частоты вращения коленчатого вала двигателя при чрезмерном уменьшении усилия подачи при полностью открытой дроссельной заслонке карбюратора. Это может привести к заклиниванию шатуна. При надвигании пильного аппарата с большим усилием частота вращения коленчатого вала двигателя резко падает до значений, при которых в связи с уменьшением удельного расхода охлаждающего воздуха может наблюдаться перегрев двигателя и интенсивное буксование муфты сцепления. Пиление должно выполняться при оптимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и оптимальной скорости и усилии подачи пильного аппарата в, рез, при которых обеспечивается возможная в этих условиях наибольшая производительность пиления. Поэтому при пилении необходимо постоянно следить за соответствием указанных выше параметров.
|
|
Если пильную цепь зажало или заклинило в резе, необходимо уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя, опустив плавно манетку газа, отвести пильную шину от дна пропила, а при заклинивании цепи – вынуть из пропила всю шину и, плавно нажимая на манетку, подавая пильную шину с оптимальным усилием и скоростью, продолжать пиление.
В процессе перепиливания ствола дерева при валке и раскряжевке или при обрезке толстого необходимо делать несколько перестановок упора на стволе или сучке. При этом, прежде чем переставить упор, надо уменьшить частоту вращения коленчатого валя двигателя, как это выполняется в случае зажима или заклинивания цепи в резе. По окончании реза следует уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя, опустив полностью манетку газа после выхода из реза пильной шины. При переходе к другому резу двигатель должен работать на холостом ходу.