Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников

Данная система была разработана для подготовки к школьному обу­чению детей с задержкой психического развития 6—7 лет, однако она может быть использована и для занятий с детьми, имеющими другие отклонения в развитии. Это 15 заданий различного содержания, направ­ленных на формирование у ребенка психологической готовности к школь­ному обучению через развитие основных психических процессов: вни­мания, памяти, восприятия, мышления, речи.

Количество проводимых занятий может варьироваться в зависимости от типа коррекционного учреждения и индивидуальных особенностей детей (обычно 2 раза в неделю по 30 мин). Занятия могут проводиться с февраля по май или в течение всего учебного года.

Особенностями данной системы являются:

подача учебного материала в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью на протяжении старшего дошкольного и млад­шего школьного возраста;

отличие данных заданий от системы школьных упражнений, что спо­собствует их лучшему принятию;

наличие описания по проведению каждого задания;

наличие взаимосвязи данной системы с тематическим планировани­ем (задания № 8, 9, 10, 11 можно использовать на занятиях по ФЭМП, задания № 12, 12-а, 13 — на уроках по развитию речи и ознакомлению с окружающим).

Остановимся поподробнее на содержании рекомендуемой системы.


БЛОК 1

Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) разви­тие мелкой моторики рук.

Данные умения и навыки зачастую не сформированы у детей с нару­шениями развития, что создает трудности при овладении различными видами деятельности: изобразительной, конструированием, лепкой, аппликацией, а впоследствии и письмом. Данные задания адаптированы для леворуких дошкольников, а также для детей с невыраженной веду­щей рукой. Варианты заданий, помеченные звездочкой, не рекоменду­ются для умственно отсталых дошкольников. Не следует давать этот ма­териал на начальном этапе коррекционной работы детям, страдающим ДЦП, так как отсутствие положительных результатов при выполнении упражнений в силу вполне объективных причин (парезы, параличи, син-кинезии, гиперкинезы и т.д.) может привести к снижению мотивации деятельности и отказу в дальнейшем выполнять подобные задания.

БЛОК 2

Цели: 1) развитие внимания; 2) развитие зрительной памяти.

Умение внимательно слушать педагога, концентрироваться в процес­се деятельности, запоминать полученный материал является одним из ведущих показателей готовности ребенка к школьному обучению. У де­тей с недостатками развития отмечаются нарушения данных психических функций. Особенно часто синдром дефицита внимания встречается у детей с ЗПР. Задания № 6, 7, 7-а направлены на повышение продуктивности запоминания и улучшение зрительной памяти. Целесообразно начинать психокоррекционную работу с детьми, страдающими ДЦП, именно с этих заданий, так как они не требуют участия пальцев и кистей рук.

БЛОКЗ

Цель: развитие восприятия.

Способность оперировать основными сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) является наиболее важной при поступлении ребенка в школу. Дети с нарушениями развития без специального обучения не могут овладеть этой способностью. Особые трудности они испытывают при выделении признака величины и формы. В связи с этим были разра­ботаны задания № 8, 9, 10, 11, направленные на формирование у ре­бенка умений оперировать сенсорными эталонами.

БЛОК 4

Цели: 1) развитие основных мыслительных операций — анализа, син­теза; 2) развитие умений сравнивать и обобщать.

К 6 — 7 годам ребенок должен уметь сравнивать предметы между со­бой, находить общее и отличное. На этом возрастном этапе у него долж­ны быть сформированы простейшие обобщения: «овощи», «фрукты», «дикие животные», «домашние животные», «транспорт», «мебель» и др. У аномальных детей данные мыслительные операции не формируются полностью даже в процессе специального обучения (умственно отста­лые, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями зрения). Необходимо отметить тот факт, что педагогически запущенные дети,


имеющие первично сохранный интеллект, также не владеют этими уме­ниями. Поэтому нами были разработаны задания № 12, 12-а, 13, 14, 15, позволяющие развивать данные операции.

В заключение следует отметить, что упражнения первых двух блоков могут быть использованы психологами, дефектологами, воспитателям!' Задания, представленные в двух последних, — только психологами дефектологами.

Задание 1. Продолжи узор.

Рис.1

Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) разви­тие мелкой моторики рук.

Педагог предлагает детям продолжить узор (рис. 1). Он обращает их внимание на то, что между фигурами имеется расстояние: «Посмотрите, между фигурами пропущена клеточка». Если дети испытывают трудности при выполнении данного задания, то рекомендуется сначала поставить точки по контуру фигуры, а затем их соединять.

В свободных ячейках педагог показывает детям образец.


Задание 2а. Нарисуй точки, как показано на рисунке.

Рис. 2о



Задание 26. Нарисуй точки, как показано на рисунке. (Разрабо­тано для леворуких детей.)

Рис. 26

Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) разви­тие внимания.

Данное задание состоит из пяти упражнений, которые постепенно усложняются; упражнение, помеченное звездочкой, не обязательно для выполнения. Инструкция педагога: «Посмотри внимательно на образец (рис. 2а). Нарисуй точки точно в таком порядке, как на рисунке. Рисуй с правой стороны».



Задание3. Помоги Незнайке найти шляпу


Рис.3

Цель: развитие зрительно-двигательного восприятия.

Педагог предлагает детям помочь Незнайке, который заблудился в лабиринте (рис. 3). Лучше, если при выполнении этого задания дети бу­дут использовать яркий фломастер.

Задание 4. Соедини точки.

•—.....


/V


• •


.................

•...

Рис.4

Цель: развитие точных и плавных движений кисти руки (рис. 4).

Педагог предлагает детям аккуратно соединить точки и раскрасить получившиеся картинки. При закрашивании карандаш или фломастер не должен заходить за линию контура.


Задание 5а. Соедини точки по образцу.









Рис.

Задание 56. Соедини точки по образцу. (Разработано для лево-руких детей.)





Рис. 56

Цель: формирование точности и плавности движений руки при про­ведении прямых и зигзагообразных линий.

При выполнении этих заданий (рис. 5 а, 6) дети не должны пользо­ваться линейкой и другими вспомогательными инструментами. При же­лании педагог может познакомить детей с названиями линий.


Задание 6а. Зачеркни звездочки.


Задание 66. Зачеркни сердечки.



  о   о о  
о U d О   £ d
о     £ (I о о
а d       d о
([ О о (I £   Tfr
  о     £ о  
d   о d £ о
о О d &      
о d О о   d £
С   о (I я о
          о  
G ([ о   £ d
о     а d о о
а ([   о о d о

        О  
d £   О d £ О
о о d & О   О
  d о     d 1^Г
£   а d О О d
  о а     О  
о £ d     d
о   о * d    
£ d   О О d О
о # d о   d £
  о О   £ О  
d £   О d а О
о о d £ О    
  d О о   d а


Рис. 6а


Рис.


Цель: развитие внимания.

Педагог предлагает детям зачеркнуть все звездочки (рис. 6а). Время выполнения 2 мин. По истечении времени дети меняются тетрадями и проверяют друг друга. Если они нашли незачеркнутую фигуру, то внутри нее они ставят точку. Педагог должен обязательно похвалить тех детей, которые зачеркнули все фигуры, а также тех, кто оставил незачеркну­тыми только одну или две из них, и выразить надежду на то, что в сле­дующий раз (рис. 66) все выполнят это задание хорошо. При выполнении этого задания дети могут зачеркивать любые фигуры по инструкции пе­дагога.




Задание 7а. Найди отличия на картинках. Дорисуй вторую из них.





Рис. Та

Задание 76. Найди отличия на картинках. Дорисуй вторую из них.





Рис. 16

Цель: развитие внимания.

Педагог просит детей внимательно посмотреть на пары картинок (рис. и 76) и рассказать, чем они отличаются, затем дорисовать недо­стающие детали.

Ответ: Кактус, хвост, узор на горшочке (рис. Id).

Ответ: Цифра 8, часовая стрелка, маятник (рис. 76).


Задание 8а. Заскрась только те фигуры (справа), которые ты видишь на елочке.









О


Рис. 8а

Рис.

Задание 86. Сделать то же, что и в задании 8а. (Разработано для детей со сходящимся косоглазием.)

467


Задание 8в. Сделать то же, что и в задании 8а. (Разработано для детей с расходящимся косоглазием.)






О

О


Рис. 80

Цели: 1) закрепление умения узнавать геометрические фигуры (звез­ду, круг, треугольник, прямоугольник; 2) развитие внимания.

Вопросы и задания ребенку:

Что ты видишь на картинке слева? (Елку с игрушками, звезду и т.д.)

Назови геометрические фигуры, из которых состоит елка. (Тре­угольники, прямоугольник, круги, звездочка.)

Посмотри внимательно на геометрические фигуры справа. Раскрась только те, из которых состоит елка.

Ответ: Звезда, прямоугольник, круг, треугольник.



Рис.9а

Задание 9а. Догадайся, кто в каком домике живет. Проведи стрелки.


Задание 96. Догадайся, кто в каком домике живет. Проведи стрел­ки. (Разработано для детей с интеллектуальной недостаточностью.)








Рис. 96

Цель: формирование у ребенка умения находить сенсорные эталоны по образцу.

Дети работают самостоятельно. После выполнения этого задания пе­дагог обязательно должен спросить у ребенка, почему он выбрал тот или иной домик для поросенка (руководствуется тем, что шапочки у поросят и крыши домиков должны быть одинаковы по форме).


Задание 10. Подбери снеговикам головные уборы. В пустых квад­ратиках поставь номера (рис. 10).









Рис. 10

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «величина».

Вопросы к ребенку:

Чем отличаются снеговики друг от друга? (Размером, величиной; один больше, другой меньше и т.д.)

Чем отличаются шапочки? (Ответ такой же.)

Как ты думаешь, можно ли надеть самую большую шапочку на само­го маленького снеговика? (Нет, потому что она будет ему велика.)

Наденет ли самый большой снеговик самую маленькую шапочку? (Тоже нет, потому что она ему будет мала.)

Ответ: 3, 1, 2.



Задание 11.Соедини похожие фигуры стрелками. Закрась са­мый большой квадрат и самый маленький треугольник (рис. 11).

Цели: 1) продолжать знакомить детей с понятиями «самый большой», «самый маленький»; 2) закрепить умение узнавать основные геометри­ческие формы; 3) закрепить у детей умение ориентироваться на листе бумаги. Перед выполнением задания можно еще раз повторить правила ори­ентировки на листе бумаги. Вопросы и задания ребенку: Назови геометрические фигуры, которые ты видишь на картинке. (Круги, квадраты, треугольники.) Чем отличаются треугольники? (Размером: один большой — другой маленький.); Аналогично разбирается пара квадратов. Где находится самый большой квадрат? (В правом верхнем углу.) Где находится самый маленький треугольник? (В левом нижнем углу.) После объяснения педагога дети раскрашивают фигуры. Педагог мо­жет усложнить задание, указав цвет, которым дети будут закрашивать.

 


Задание 12а. Зачеркни лишнее (рис. \1а). Объясни свой выбор.



О

^5>*<г ^^^^ErQr^^ г ^Ь 4г^& ^ £&£&


Рис. 12а

Цели: 1) продолжать формировать у детей обобщения; 2) учить детей дифференцировать такие понятия, как «овощи», «фрукты».

Педагог просит детей назвать то, что они видят на картинке, а затем зачеркнуть лишнее.

Ответ: Лишняя — морковь (так как все остальное — фрукты).

Задание 126. Зачеркни лишнее (рис. 126). Объясни свой выбор.

Рис. 126 Ответ: лишние — бананы (так как все остальное — овощи).



Задание 15.Вставь нужную картинку (рис. 15). В пустой клеточке напиши номер.

Цель: развитие умений сравнивать, находить общее и отличное, ус­танавливать связи между предметами. Педагог предлагает детям сравнить яблоки, которые расположены по горизонтали (нижнее яблоко можно закрыть). — Чем отличаются эти яблоки? (Ничем, они одинаковые). Затем дети сравнивают яблоки, расположенные по вертикали (пра­вое закрывается), выясняют, что они тоже абсолютно одинаковые. - Какое яблоко из четырех, расположенных внизу и имеющих номе­ра, мы нарисуем в пустой клеточке (педагог просит назвать номер этого яблока)? Ответ: Яблоко под номером 2.

г


ОГЛАВЛЕНИЕ

Психологические «заповеди» будущего педагога............................. 3

Введение. Состояние здоровья детей и готовность педагогических

работников к коррекционно-образовательной деятельности. 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: