Формы власти и влияния. Влияние путем убеждения. Влияние ч/з участие

Рук-ль орг-и – это человек, который одновременно явл-ся лидером и одновременно эфф-но управляет своими подчиненными. Его цель – влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную орг-и.

Лидерство (применительно к управлению) – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя на их достижение целей организации.

Власть – это возм-ть влиять на поведение других.

Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на людей во всех ситуациях. Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, однако, в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, Так как он зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решения информация, информационные контакты с людьми в других подразделениях, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег и способности подчиненных выполнять задание.

Существует 5 основных форм власти:

1. Власть, основанная на принуждении (ч/з страх). Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать, таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности или вообще может сделать какие-то другие неприятности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность. Такая форма власти будет действенной лишь тогда, когда рук-ль сможет правильно определить то, что в глазах исполнителя является вознаграждением и фактически предложить ему это вознаграждение.

3. Экспертная власть (ч/з разумную веру). Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворять потребности.

4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Харизма – это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе качеств или способности лидера. Хар-ки харизматических личностей: обмен энергией; внушительная внешность; независимость характера; хорошие риторические способности; достойная и уверенная манера держаться; восприятие восхищения своей личностью.

5. Законная власть (влияние ч/з традиции). Традиции являются самым распростр-м инструментом влияния. Рук-ль пользуется традицией, чтобы удовлетворить потребность исполнителя в защищенности и принадлежности. Однако, этот метод действенный только при условии, что исполнитель уже усвоил ценности и уверен что рук-ль способен удовл-ть эти потр-ти.

Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнить работу, направленную на достижение целей организации.

Влияние – это любое поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение, отношение, ощущения другого индивида. Существует 2 формы влияния, которые могут побудить исполнителя к активному сотрудничеству — это убеждение и участие.

Влияние путем убеждения. Убеждение — эффективная передача своей точки зрения.

Активно добиваясь согласия, руководитель оказывает очень сильное воздействие на потребность исполнителя в уважении. Если исполнитель в свою очередь испытывает потребность в знаниях и авторитете, сила влияния путем убеждения возрастает. Это происходит потому, что руководитель признал компетентность исполнителя, а исполнитель ощущает, что к нему переходит доля власти руководителя. Убеждение влияет тем, что доводит до сознания потенциального исполнителя, что, сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворит собственную потребность, какой бы она ни была.

Чтобы добиться этого, руководитель может пользоваться логикой или эмоциями. Тот, кто хочет убедить, пользуется и тем, и другим, в зависимости от расположенности слушателя. Яркий и известный пример путем убеждения — отношения между продавцом и покупателем.

Способность влиять путем убеждения зависит от ряда факторов:

· рук-ль должен заслуживать доверия.

· аргументация д. учитывать интел-й ур-нь слушателя: она не д.б. сложной или упрощенной.

· цель, кот. ставит перед собой рук-ль, не д. противоречить с-ме ценностей его слушателей.

· желательно чтобы черты характера и поведение рук-ля нравились бы его подчиненным.

Слабой стороной такого влияния явл-ся медленное воздействие и неопределенность. Чтобы убедить кого-либо в чем-либо, требуется много времени и усилий, чем издать приказ, подкрепленный властью. Влияние путем убеждения имеет одноразовое действие. Рук-ль, предпочитающий метод убеждения, каждый раз, когда хочет повлиять на кого-либо, д. начинать все сначала, что увеличивает время, затраченное на процесс убеждения.

+ сторона убеждения закл-ся в том, что выполнение работы человеком, на кот. влияют, не нужно будет проверять, по всей вер-ти он, постарается вып-ть больше, чем min требования, т.к. считает, что эти действия помогут удовлетворить его личные потребности на многих уровнях.

Влияние через участие (привлечение) трудящихся в управлении. Рук-ль не делает никаких усилий, чтобы навязать исполнителю свою волю или даже мнение. Вместо того чтобы убеждать исполнителя принять сформулированную рук-м цель, рук-ль просто направляет его усилия и способствует свободному обмену инф-й. Участие в упр-и будет + е. рабочие не склонны к индивидуализму и предпочитают жестко контролируемые ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: