Учебный текст | Руководство к обучению | ||||
Учебные цели УЭ-1-1:
1. Студент должен знать:
- классификацию строительных материалов;
- стандартизацию строительных материалов, технические требования к их качеству;
- макро- и микростроение материалов;
- основные свойства строительных материалов;
- единицы и размерности физических величин.
2. Студент должен овладеть навыками и умениями:
- определения свойств строительных материалов;
- работы с испытательными приборами и оборудованием;
- применения методов расчета физических величин;
- устанавливать взаимосвязь между составом, структурой строительных материалов и их свойствами.
Узловые вопросы для изучения УЭ-1-1:
1. Классификация строительных материалов, их состав и структура. Технические требования к качеству материалов различного назначения.
2. Основные свойства строительных материалов.
3. Зависимость свойств строительных материалов от состава, структуры, условий эксплуатации.
4. Факторы, определяющие выбор материала для эксплуатации.
Порядок изучения вопроса № 1:
1. Уясните смысл вопроса – вы должны усвоить как материалы классифицируют в зависимости от сырья, получения, структуры, назначения. Каково назначение стандартов.
2. Ознакомьтесь с содержанием вопроса, рассмотрев раздел 1.1 главы 1 адаптированных текстов и тему 1 логических конспектов-схем.
3. Ответьте на вопросы:
- на какие группы подразделяют материалы по способу получения, каково основное различие этих материалов?
- каково назначение стандартов на строительные материалы, их содержание?
- каким образом можно регулировать структуру материала?
4. Проанализируйте выражения:
- сталь – плотный, кристаллический материал.
- стекло имеет устойчивую микроструктуру.
- древесина – волокнистый материал.
О каких видах структур идет речь?
Порядок изучения вопроса № 2:
1. Уясните суть вопроса – вы должны зафиксировать и усвоить, что все свойства материалов классифицируют в зависимости от вида воздействия: воды, нагрузки, тепловых потоков, высоких температур, агрессивных сред и т.д.
2.
3. Выполните следующие задания: - перечислите основные группы свойств материалов Ответьте на вопросы: - какие свойства характеризуют структуру материала? - какие свойства входят в группу гидрофизических? - от каких факторов зависит деление материалов по категориям огнестойкости? - каким показателем оценивают эффективность конструкционных материалов? Порядок изучения вопроса № 3:
1. Уясните суть вопроса – вы должны выявить основные взаимосвязи между составом, структурой материала и его свойствами. 2. Ознакомьтесь с дополнительной информацией по данному вопросу, изучив главу 1 в учебном пособии: Киреева Ю.И. Строительные материалы. – Новополоцк, ПГУ, 2004 или учебнике: Горчаков Г.И., Баженов Ю.М. Строительные материалы. – М.: Стройиздат, 1986. 3. Ответьте на вопросы: - как меняются свойства материала в зависимости от изменения его влажности? - с какими свойствами материала связана пористость? - от каких факторов зависит морозостойкость материала? - какое механическое свойство материала характеризует его сопротивление сжатию, от чего оно зависит? - что такое коррозионная стойкость, от каких факторов она зависит? Порядок изучения вопроса № 4: 1. Уясните смысл вопроса – вы должны владеть навыками сравнительной оценки эффективности использования строительных материалов в зависимости от требований, предъявляемых к их качеству. 2. Ответьте на вопросы: - какие из перечисленных свойств характеризуют возможность использования материала в качестве теплоизоляционного: пустотность, истинная плотность, теплоемкость, общая пористость, упругость, водопоглощение по объему, сопротивление удару? Поясните почему. - у двух материалов одного состава одинаковая общая пористость – 60%. Открытая пористость у 1-го – 15%, у 2-го – 6,0%. Проведите ориентировочный сравнительный анализ эксплуатационных свойств материалов. 3. Оцените конструктивную эффективность следующих материалов: керамический кирпич марки М 100, средняя плотность 1700 кг/м3; газобетон марки М 75, средняя плотность 800 кг/м3. Какой из материалов рационально использовать в ограждающих конструкциях, почему? Планируемые аудиторные занятия при изучении учебного элемента: тема №1.1 лекционных занятийлабораторная работа № 1. |