Краткое содержание оперы. После захвата Трои герой древнегреческого эпоса Эней плывет в Италию, но шторм выбрасывает его корабль на берег Карфагена

После захвата Трои герой древнегреческого эпоса Эней плывет в Италию, но шторм выбрасывает его корабль на берег Карфагена, где правит вдовствующая царица Дидона. Между ними вспыхивает любовь, но Колдунья и Ведьмы стремятся разлучить влюбленных. Они подсылают своего слугу-приведение, который под видом посланца от Зевса сообщает герою “волю богов” - немедленно покинуть Карфаген. Эней и Дидона в отчаянии, но вынуждены подчиниться высшим силам. Несмотря на мрачные предчувствия, Эней отплывает на корабле навстречу гибели, уготованной ему Ведьмой, а Дидона, будучи не в силах перенести разлуку, убивает себя его мечом.

Одно из самых сильных мест этой оперы - предсмертная ария-плач героини, её прощание с жизнью (“Мне в землю лечь”), до сих пор считается одной из лучших оперных арий во всем мировом репертуаре.

Значение Пёрселла в английской музыке можно сравнить со значением Глинки в истории русской музыки.

* * *

Вершиной немецкого музыкального барокко справедливо считают творчество двух композиторов: Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) и Георга Фридриха Генделя (1685-1755).

Оба композитора родились в 1685 году, оба при жизни прославились как виртуозы-исполнители на клавишных инструментах, оба перед смертью ослепли, обоих лечил один и тот же врач. На этом сходства биографий двух великих музыкантов заканчиваются. Бах и Гендель никогда не встречались, хотя знали о творчестве друг друга и при этом отзывались друг о друге весьма скептически.

Бах никогда не покидал пределов Германии, а Гендель почти 50 лет прожил в Англии и принял английское подданство.

Бах был потомственным музыкантом, Гендель родился в семье цирюльника-хирурга.

Большая часть творческой деятельности Баха была связана с протестантской церковью, Гендель служил при королевском дворе.

Гендель был крупнейшим оперным композитором своего времени. Он сочинял оперы-сериа в итальянском стиле, Бах опер никогда не сочинял.

Всего Гендель написал более сорока опер, однако вошел он в историю мировой музыкальной культуры не как автор итальянских опер. Английская аристократия решительно не принимала музыку Генделя.

В 1728 году в Лондоне была поставлена “Опера нищих” (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша) - злая сатира на итальянскую оперу. Удар был направлен против Генделя. Постановка “Оперы нищих” имела шумный успех и привела театр Генделя к финансовому краху. Композитора разбил паралич. После выздоровления Генделю пришлось уехать в Италию для набора новой труппы. Еще дважды пережив крах, Гендель вынужден был признать тщетность своих попыток привить оперу-сериа на английской почве. Жизнь убедила Генделя, что его подлинное призвание - оратория.

Оратория - крупное многочастное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра, написанное на драматический повествовательный сюжет и предназначенное для концертного исполнения.

Оратория возникла одновременно с оперой и кантатой на рубеже XVI-XVII веков. Имея много общих черт с оперой (сольные арии, ансамбли, речитативы, хоры, сюжетную основу), оратория отличается от нее отсутствием сценического действия. Оратория рассказывает о событиях, а опера их показывает.

Первоначально оратории писались на библейские или евангельские сюжеты и предназначались для исполнения непосредственно в храме. Создавались специально “рождественские”, “пасхальные”, “страстные” оратории. Страстные оратории назывались пассионами или страстями. Эта разновидность оратории достигла высшего развития в творчестве И.С. Баха.

Кантату отличают от оратории более скромные размеры и отсутствие драматического сюжета. Кантата - это как бы хоровой многочастный концерт с ариями и ансамблями. Чаще кантаты сочинялись на духовные сюжеты, чем на светские.

Гендель переключился на жанр оратории в начале сороковых годов ХVII века. Всего Гендель создал 32 оратории. Наиболее известные - “Израиль в Египте”, “Мессия”, “Самсон”, “Иуда Маккавей”. В отобранных композитором сюжетах много общего. В центре повествования находится герой, на долю которого выпадают тяжкие испытания; пройдя через них, он переживает второе рождение. В основе оратории “Самсон” лежит ветхозаветная история о древнееврейском герое Самсоне, который защищал свой народ от порабощения филистимлянами. Самсона никто не мог победить, так как он был назареем и никогда не подстригал волос. Возлюбленная героя, филистимлянка Далила, выведала тайну Самсона: если обрезать его длинные волосы, сила исчезнет. Когда герой спал, филистимляне так и сделали, затем ослепили его и заточили в темницу. Решив еще больше унизить поверженного врага, они приводят ослепленного и закованного в цепи Самсона в свой храм на праздник, где Самсон должен стать свидетелем их торжества. Но случилось чудо: герой вознес молитву к Богу, и к нему вернулась его былая мощь. Он разрывает свои цепи, обвивает ими основания колонн, поддерживающих свод, и обрушивает храм. Под его обломками гибнет множество филистимлян, но под ними погибает и Самсон.

Заканчивается оратория грандиозным траурным маршем в мажоре, который одновременно становится и гимном в честь героя. Такая трактовка похоронного марша позже станет типичной для творчества немецкого композитора Бетховена.

В своих ораториях Гендель искал и находил способы сильного эмоционального воздействия на большие массы слушателей. Этим он предвосхитил музыку Бетховена. Музыку его ораторий можно сравнить с крупным скульптурным ансамблем, где все масштабно, рельефно-осязаемо, где детали отступают на второй план перед крупным штрихом.

На первый план в генделевских ораториях выдвигаются народные массы, показанные через монументальные, величественные хоры. Хор подчеркивает огромную значимость излагаемого события для всего человечества, а арии - силу чувств героев.

Оратории Генделя имели очень большой общественный резонанс. Английской публике импонировала демократическая простота этой музыки, соединенная с эпическим величием и ярким драматизмом.

Среди инструментальных произведений Генделя наибольшей популярностью пользуются Пассакалия соль минор - последняя часть из сюиты № 7, существующая в огромном количестве самых разнообразных переложений, и две оркестровые сюиты: “Музыка на воде” (1717), предназначенная сопровождать королевское катание на лодках по Темзе, и “Музыка фейерверка” (1749), также предназначенная для исполнения на открытом пространстве. Такую оркестровую музыку называют “пленерной”. Термин этот французского происхождения, связан с живописью. Пленэрная живопись создается не в мастерской, по памяти, а под открытым небом, в непосредственном созерцании предмета изображения. По аналогии с этим и музыку, исполняемую на открытом пространстве, называют пленэрной. “Музыка на воде” Генделя впервые была исполнена в 1717 году на Темзе во время чествования короля. Современники рассказывали: “За монаршим кораблем следовали лодки с пятьюдесятью музыкантами, игравшими на самых разнообразных инструментах: на трубах, гобоях, флейтах, фаготах, скрипках, контрабасах. Король был весьма доволен музыкой, написанной Генделем специально для этого случая, и пожелал, чтобы представление, длившееся один час, было повторено трижды: двоекратно вечером и один раз ночью”.

Вторая сюита написана Генделем по случаю грандиозного фейерверка, который состоялся в Лондоне в честь заключения Ахенского мира. “Музыка фейерверка”, написанная Генделем для этого случая, первоначально предназначалась для 24 гобоев, чтобы она могла перекрыть шум пиротехники. Гобой был любимым инструментом Г.Ф. Генделя.

Наиболее известным образцом такой музыки в позднейшее время стала “Маленькая ночная серенада” В.А. Моцарта.

Музыка двух пленэрных оркестровых сюит является ярчайшим образцом “королевского” стиля в музыке и может быть использована для озвучивания событий, связанных с жизнью “их королевских величеств”.

Хотя творчество Генделя и не нашло своего продолжения в Англии, смерть его (1755) была воспринята как потеря национального композитора; он был похоронен в Вестминстерском аббатстве рядом с В. Шекспиром.

Продолжателем творческих поисков и достижений Генделя стали композиторы западно-европейского музыкального классицизма эпохи Просвещения.

Большинство музыкантов причисляют И.С. Баха к величайшим из Великих композиторов, когда-либо живших на Земле.


Контрольные вопросы по теме

“Музыкальная культура западноевропейского барокко”

1. Назовите основную черту барочного стиля.

2. Расскажите историю первого оперного спектакля.

3. Где открылся первый общедоступный оперный театр?

4. Перескажите кратко миф об Орфее и Эвридике.

5. Что такое бельканто?

6. Назовите основные черты итальянской оперы-сериа.

7. Какие мастера создали современные струнные смычковые инструменты?

8. Расскажите о жизни А. Вивальди.

9. Сколько частей в скрипичных концертах Вивальди?

10. Кто является виднейшим представителем французского барокко?

11. С каким драматургом сотрудничал Люлли?

12. Кто установил классические позиции ног балетных танцовщиков?

13. Чем отличается клавесин от фортепиано?

14. Назовите виднейшего представителя французской клавесинной школы.

15. Что такое мелизмы?

16. Как организована форма рондо?

17. Охарактеризуйте стиль рококо.

18. Кто был представителем английского барокко?

19. Кто в истории музыки был первым музыкальным живописцем?

20. Что такое “маски”?

21. Как называлась первая национальная английская опера? Кратко перескажите сюжет.

22. Назовите виднейших представителей немецкого барокко.

23. Что общего в жизни и творчестве Баха и Генделя?

24. Что называется ораторией? В чем ее отличие от кантаты?

25. Как звали неверную жену Самсона?

26. Как называются оркестровые сюиты Генделя?

27. Где похоронен Гендель?

28. Какой инструмент вытеснил лютню из практики бытового музицирования?


Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Все Бахи, жившие в разных городах Германии, были музыкантами. Отец великого Иоганна Себастьяна жил в городе Эрфурте и занимал должность городского музыканта.

Все Бахи были убежденными протестантами. Глубокая и искренняя религиозность составляла нравственную основу членов семьи.

К профессии музыканта Иоганна Себастьяна готовили с ранних лет. Начальное музыкальное образование будущий композитор получил у своего отца Амвросия Баха, а когда осиротел в 9 лет, то музыкальным воспитанием его занялся старший брат, Иоганн Христофор. Он обучил младшего брата игре на скрипке, клавесине, органе и пению в церковном хоре. Однако маленький Бах занимался еще и “самообразованием”, переписывая по ночам рукописи понравившихся ему композиций.

После трехлетнего обучения в бесплатной монастырской школе в городе Люнебурге (1700-1703) восемнадцатилетний Бах вполне определился с будущей профессией. Осталось лишь получить хорошо оплачиваемую должность.

Вплоть до конца ХVIII века в Германии для музыканта-композитора было лишь два места, где он мог проявить себя: двор и церковь. Общедоступные концертные выступления и театральные представления тогда лишь входили в повседневный быт городов. Поэтому протестантская церковь в Германии того времени была центром музыкального искусства, а церковный органист - важнейшим его представителем.

Иоганн Себастьян вошел в историю мировой музыкальной культуры преимущественно как автор церковной музыки. Из 50 лет творческой деятельности Бах только 5 лет прослужил при дворе.


Для Баха начались “годы странствий”. За 5 лет он успел побывать на службе в Веймаре, Арнштадте, Мюльгаузене и вновь в Веймаре. Уже в самом начале своей карьеры Бах проявил себя как яркий органист-композитор, сторонник художественной музыки в церкви. Творческое отношение Баха к своим обязанностям нигде не находило понимания: церковному начальству требовалось лишь привычное, рутинное исполнение органистом своих обязанностей. И главное - никаких фантазий и самовольных отлучек из города.

Бах везде находил и извлекал лучшее и необходимое для своего музыкального образования. Стремление к совершенствованию исполнительского мастерства было у Баха столь велико, что осенью 1705 года он оказался способен пройти пешком более 350 километров, чтобы послушать игру на органе выдающегося композитора Дитриха Букстехуде. Результатом “стажировки” у мастера стало органное произведение Баха, которое знают практически все. Это Токката и фуга ре минор - ярчайший образец музыкального барокко.

Это знаменитое паломничество Бах совершил еще работая органистом в городе Арнштадте. Служба была несложной: требовалось умение прелюдировать на органе, разучивать с хором церковные произведения и аккомпанировать ему во время богослужения. В отправление своих служебных обязанностей молодой Бах вносил незаурядное рвение и фантазию, что и послужило источником столкновений с церковным начальством. Просроченная по времени поездка к органисту Букстехуде была “последней каплей, переполнившей чашу терпения”. Пришло время расстаться. Бах переезжает сначала в город Мюльгаузен, а после в Веймар. Незадолго до этого двадцатидвухлетний Бах женится на своей двоюродной сестре Марии Барбаре Бах.

В Веймаре Бах пробыл около 10 лет. Дружеские отношения с герцогом веймарским создали благоприятные условия для расцвета гениального музыканта. Здесь ему впервые представилась возможность испытать себя и в качестве органиста, и в качестве скрипача и клавириста оркестровой капеллы, а позже - в должности помощника капельмейстера.

По роду деятельности Баху приходилось сочинять много и быстро в самых различных формах и жанрах, применяясь к различным исполнительским средствам и возможностям. В веймарский период Бах как органный композитор достигает творческих вершин.

Орган - духовой клавишный инструмент - отличался огромными размерами и богатством тембровых и динамических оттенков. Предшественником органа считается древнегреческий инструмент “флейта Пана” - набор тростниковых трубочек разной длины, скрепленных между собой. Каждая дудочка издавала лишь один звук, но все вместе они способны были воспроизвести любую мелодию.

С XI века органы устанавливались в соборах крупнейших европейских городов. Конструкция органа постоянно усовершенствовалась. Медные трубы заменили оловянными и изобрели педаль - басовую клавиатуру для ног, позволявшую органисту извлекать звуки самого низкого регистра. Для игры руками у органа имелись до пяти терассообразно расположенных клавиатур. Назывались они мануалами. Органист мог попеременно играть на каждом из них. Диапазон каждого мануала доходил до пяти октав. Кроме того, в органе были установлены регистровые переключатели, благодаря которым изменялся тембр инструмента. Орган мог имитировать флейту, гобой, кларнет, скрипку, трубу, тромбон. Иногда звучание органа напоминало хор. Каждая клавиша мануала соединена с несколькими десятками, а иногда и сотнями труб, издающих звуки одной высоты, но разной тембровой окраски. За эти уникальные выразительные возможности орган справедливо называют “королем инструментов”.

Большое внимание уделялось внешнему виду инструмента. До наших дней в органах сохраняется пышный резной декоративный фасад.

В католической и протестантской церкви орган сопровождает богослужения. Игра на этом инструменте требует большого мастерства и физической силы. Бах становится знаменит как знаток органов. Его часто приглашают в разные города в качестве эксперта вновь построенных или капитально перестроенных органов. Бах любил эти поездки и говорил, что отправляется “продувать легкие” органу.


* * *

Будучи органистом-виртуозом, Бах создал для этого инструмента огромное количество разнообразных сочинений, превосходящих все, что когда-либо было написано для этого инструмента. Среди них более 130 хоральных прелюдий, фантазии, токкаты, фуги, сонаты, мессы, органные переложения произведений других композиторов.

Свои органные хоральные прелюдии Бах создавал на основе протестантских хоралов. Протестантская церковь, выступая против католицизма, изменила и музыкальную сторону богослужения. Если в основе католического богослужебного культа лежал одноголосный григорианский хорал и латинский текст, то в основе протестантского богослужения был положен новый, протестантский хорал и немецкий язык. Лютер и его сподвижник Томас Мюнцер сделали богослужение понятным самому простому народу. В качестве мелодий протестантских хоралов использовались широко распространенные в быту народные песни. Во времена Реформации они воодушевляли и объединяли народные массы на борьбу с засильем католической идеологии. Народные мелодии постепенно превращались в протестантские хоралы. В отличие от католических гимнов, протестантские хоралы исполнялись всей общиной на родном немецком языке.

Вскоре из одноголосного хорал превратился в четырехголосный. Основная мелодия помещалась в верхний голос, а остальные были гармонически дополняющими голосами. Своими обработками Бах превращал эти мелодии в художественные произведения.

Хоральные органные прелюдии написаны композитором в камерном плане. В них преобладают лирические образы. Музыку хоральных прелюдий можно в самом общем плане охарактеризовать как углубленную, возвышенно-созерцательную, иногда скорбную.

Для органных полифонических циклов Баха характерны мощь звучания, ораторский пафос, блестящая виртуозность, яркие динамические и тембровые контрасты. Среди них знаменитая Токката фуга ре минор. Токката в этом цикле - вступление. Она подобна грандиозной импровизации, основанной на чередовании контрастных по характеру музыкальных построениях. Каждое построение токкаты отделено от другого яркими каденциями. Характер звучания токкаты можно определить как мощный, удивительно торжественный, хотя и с элементами тревоги и драматизма.

Постепенно слухи о замечательных баховских композициях стали распространяться по всей Германии. Особенно громкая слава шла о Бахе как о непревзойденном мастере органной игры и необыкновенном импровизаторе, талант которого не допускал никакого соперничества. По свидетельству современников, Бах мог на одну тему импровизировать в течение двух часов, развивая ее в самых различных и сложных формах полифонической музыки.

* * *

В 1717 году Бах принимает предложение герцога Кетенского и поступает к нему на службу в качестве капельмейстера. Герцог был весьма просвещенным человеком своего времени и любителем музыки. Отношения герцога с Бахом складывались как нельзя лучше. Капельмейстер много путешествовал с герцогом по всей Германии и плодотворно работал как композитор. В Кетене Бах сочинял много светской музыки. Это и 6 больших концертов для оркестра, получивших название Бранденбургских, и 4 оркестровые сюиты, лучшей из которых справедливо считается сюита Ре мажор.

Сюитой называют музыкальное произведение, построенное по принципу чередования контрастных и относительно самостоятельных частей. Части сюит различаются по характеру, ритму, темпу. В единое целое их объединяет общий художественный замысел, музыкальный стиль автора и общая тональность.

Первые сюиты появились еще в эпоху Возрождения и состояли из двух танцев: медленного - в четном размере и быстрого - в нечетном размере. Этими танцами были величественная павана (2/4) и быстрая прыжковая гальярда (3/4). Иногда к этой паре присоединяли третий еще более подвижный танец-вольту.


Свой окончательный вид старинная сюита получила в творчестве австрийского композитора И. Фробергера. Он установил строгую последовательность частей сюиты: за умеренно-медленной аллемандой (танец немецкого происхождения, 4/4) следовала быстрая куранта (танец французского происхождения, 3/4) и медленная сарабанда (испанский танец, 3/4). Позже Фробергер расширил географию своих сюит и ввел четвертый танец - жигу (английский танец, 3/8), которая закрепилась в сюите как обязательная заключительная часть. Этот тип сюиты быстро распространился по всей Европе.

Французские композиторы стали включать в сюиты дополнительные части: менуэт, бурре, гавот, ригодон. Композитор Ж.Б. Люлли ввел в сюиту вступительный раздел - увертюру. Сочинялись такие сюиты не для танцев, а для приятного времяпрепровождении за клавесином. Так сюита из музыки для ног стала музыкой для слуха.

Музыка баховских сюит (6 Английских, 6 Французских, 6 Партит, 4 оркестровые сюиты) окончательно освобождается от связи с бытовым танцевальным первоистоком. Бах сохраняет лишь типичные для данного танца ритмические формулы и общий принцип строения. Свои сюиты Бах начинал прелюдией.

* * *

Основная часть клавирной музыки сочинена Бахом в Кетене. Он первым из европейских композиторов осознал универсальность этого инструмента. Раньше клавир (клавесин) использовался лишь для аккомпанемента или непритязательного домашнего музицирования. Бах же стремился сделать этот инструмент выразителем больших чувств и серьезных мыслей.

Осуществление баховских намерений наталкивалось на очень серьезное препятствие - несовершенство настройки этих инструментов. На них хорошо звучали лишь произведения с минимальным количеством черных клавишей. В противном случае многоголосная музыка на клавире звучала фальшиво.

Не вдаваясь в технические подробности, отметим, что именно Бах предложил новый способ настройки клавира, названный впоследствии равномерно-темперированным. Бах убедительно доказал выразительные возможности нового строя. С этой целью он создал цикл из 24 прелюдий и фуг, написанных последовательно в восходящем порядке во всех мажорных и минорных тональностях по ступеням хроматической гаммы. Назвал этот сборник Бах “Хорошо темперированным клавиром”. Первый его том появился в 1722 году, а много лет спустя в Лейпциге Бах сочинил второй том “ХТК”.

Прелюдия и фуга в каждой из тональностей составляют полифонический цикл, организованный по принципу контрастного сопоставления импровизационной прелюдии и строго конструктивной фуги.

Во времена Баха словом “прелюдия” обозначали пьесу вступительного, подготовительного характера. Слово “фуга” на латинском языке обозначает “бег”. В музыке фуга - это сложное полифоническое произведение, где один голос как бы догоняет другой или отвечает ему.

В основе большинства фуг лежит одна тема. Гораздо реже встречаются фуги с двумя или тремя темами. Бах рассматривал полифонические голоса своих произведений как людей, беседующих в тесном кругу. Если голосов было три, то одному можно было время от времени помолчать и послушать других до тех пор, пока сам он не сможет сказать что-либо дельное.

Начинает фугу всегда один голос, излагающий тему. Тема фуги является основным музыкальным зерном, из которого вырастает все произведение. Голоса фуги называются так же, как и голоса в смешанном хоре: сопрано, альт, тенор, бас.

Фуга состоит из нескольких композиционных разделов. Начальное поочередное проведение темы в каждом из голосов составляет первый раздел фуги - ее экспозицию.

Со следующим разделом фуги - разработкой - экспозицию связывает интермедия - свободное построение на музыкальных интонациях темы.

В разработке тема проводится в разных тональностях и звуковых регистрах. Иногда в этом разделе Бах последовательно наслаивает несколько проведений одной темы в разных голосах. Такие тематические наслоения называют стреттой.

С возвращением темы в основном виде к основной тональности наступает третий раздел фуги - реприза.


Часто у Баха минорные и лирические скорбные фуги заканчиваются просветленным мажорным аккордом.

Два тома клавирных прелюдий и фуг справедливо считаются энциклопедией баховских образов. С редким разнообразием Бах раскрывает большой и сложный мир человеческих чувств. На этих прелюдиях и фугах учились композиторскому мастерству Моцарт, Бетховен, Шопен, Шуман, Лист и многие другие музыканты.

И.С. Бах не только изменил способ настройки клавира, но изменил и способ игры на нем. До Баха большие пальцы обеих рук не использовались в игре. Композитор заложил основы современной десятипальцевой аппликатуры.

В личной жизни Баха в кетенский период произошли серьезные изменения. В 1720 году умерла его первая жена, с которой он прожил в мире и согласии 13 лет. Переждав год, Бах женился во второй раз на Анне Магдалине Вюлькен. Это был счастливый брак. Новая жена, полуитальянка по происхождению, была хорошей музыкантшей и оказалась способной понимать и ценить важность музыкальной деятельности мужа и приспособиться к особенностям его артистической натуры.

* * *

Последний жизненный и творческий период Баха связан с городом Лейпцигом. Здесь он прожил до конца своих дней.

В 1722 году в Лейпциге освободилось место музыкального руководителя главных церквей города, совмещавшееся по традиции с обязанностями кантора церкви св. Фомы. Бах участвовал в конкурсе на замещение вакантной должности и победил.

В следующем году многочисленная семья Баха переезжает в большой университетский город. Одна из лейпцигских газет от 19 мая 1723 года писала: “В прошлую субботу в полдень сюда прибыли из Кетена четыре повозки, груженые домашними вещами, принадлежащими бывшему капельмейстеру, произведенному в кантора. В два часа дня прибыл и он сам с семьей, на двух колясках, и въехал в обновленную квартиру при школе св. Фомы”.

По контракту, заключенному с магистратом, Бах должен был курировать церковную музыку во всех церквях города, заниматься личным составом певцов и музыкантов. Помимо этих обязанностей Бах должен был еще преподавать музыку и пение в школе при церкви св. Фомы, дежурить там, наблюдать за дисциплиной буйных школяров, порой начисто лишенных и слуха, и голоса.

Столь многотрудные обязанности в состоянии был бы отправлять лишь человек с незаурядными административными способностями и склонностью к компромиссам. Бах же был “всего лишь” гениальным музыкантом, вполне осознающим свою жизненную предназначенность. Бах не хотел столь бездарно тратить драгоценное время, отрывая его от творчества, однако не сумел приспособиться к обстоятельствам. Результаты не замедлили сказаться. Неприятности начались через год, усилились через три и достигли апогея через семь лет.

Бах заваливал городской совет докладами о необходимости разного рода усовершенствований и реорганизаций. Члены совета не могли понять, отчего кантору не сидится спокойно на месте, столь хорошо оплачиваемом. Бах же, в свою очередь, не мог смириться с равнодушием совета и добивался поставленных целей своими собственными средствами.

Чувствуя недостаточно художественный уровень исполняемой в церкви музыки, он самостоятельно написал около 300 кантат - хоровых концертов, предназначенных для исполнения в каждое воскресенье и праздничную службу года. Этого репертуара, исполняемого без повторений, хватило бы на целых пять лет. Музыкальные специалисты последующих поколений признавали, что творческая продуктивность Баха была поистине уникальной. Однако “инициатива наказуема”!

У магистрата была своя точка зрения на все эти баховские “художества”. Члены совета говорили: “Школе нужен кантор, а не капельмейстер. Господин Бах, несомненно, большой музыкант, но не учитель”.

Между городским советом и Бахом установились стойкие неприязненные отношения. Совет урезал Баху годовое содержание, допекал мелкими придирками и замечаниями. Бах защищался как мог. Чтобы стать недосягаемым для лейпцигских властей, он добился почетного звания придворного композитора курфюрста Саксонского, короля Польского, сочинив несколько торжественных кантат в его честь. После этого уволить композитора по немецким законам совет уже не мог. К тому же Бах был уже всеевропейской знаменитостью.

После смерти великого кантора совет “отыгрался” на его вдове. Ей, оставшейся без средств к существованию, было несколько раз категорически отказано даже в очень скромной пенсии. Вдова пережила своего гениального мужа на 10 лет и умерла в бедности, с тремя незамужними дочерьми на руках.

В 1729 году Бах стал во главе светского филармонического общества “Коллегиум музикум”. Концерты этих музыкантов устраивались в самых различных общественных местах. В концертах Бах выполнял обязанности дирижера и солиста исполнителя. Для выступлений этого коллектива Бах написал огромное количество разнообразной оркестровой и вокальной музыки, вкладывая в нее много выдумки, шутки и изобретательности.

* * *

Наиболее значительным сочинением Баха в лейпцигский период стали “Страсти по Матфею”. Страстями или пассионами в протестантской церкви называют музыкально-драмати-ческие повествования о событиях последних дней земной жизни Иисуса Христа, о предательстве, суде и распятии невинного. Исполнялись Пассионы в страстную - последнюю - пятницу перед Пасхой. Раньше были декламационные Пассионы, в которых чтение нараспев Евангелия дополнялось некоторыми музыкальными номерами. Были и чисто хоровые пассионы. Однако все, что было сочинено ранее церковными авторами, не идет ни в какое сравнение с баховской партитурой.

Для исполнения баховской партитуры потребовались два четырехголосных смешанных хора, хор мальчиков, четыре певца-солиста, два оркестра, два органа и фортепиано.

Приводим краткий пересказ евангельского повествования, положенного либреттистом Пикандером в основу текста “Страстей”.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: