Лекция 5. Гуманистические основы педагогического менеджмента

1. Сущность человекоцентристского подхода в управлении

2. Доверие к личности и успех

1. Сущность человекоцентристского подхода в управлении

Одним из вариантов человекоцентристского подхода к социально-психологическим и культурно-этическим аспектам управления явля­ется система Д. Карнеги, изложенная им в знаменитых 10 правилах:

1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.

2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно. Прямая критика бесполезна, т.к. она заставляет обороняться.

3. Сначала говорите о собственных ошибках, а потом критикуйте собеседника.

4. Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказывать.

5. Давайте людям возможность спасти свой престиж.

6. Будьте щедры на похвалы.

7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стре­миться сохранить и оправдать.

8. Поощряйте. Создавайте впечатление, что ошибки легко испра­вить, делайте так, чтобы все, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

9. Добивайтесь, чтобы людям приятно было делать то, что вы хотите.

10. Давайте людям возможность сохранять свое лицо.

В "Правилах" Д. Карнеги заслуживают внимания положения о достоинстве подчиненного человека. Если он не "начальник", это во­все не означает, что у него нет своего "Я", своего собственного лица и своего достоинства. Установки Карнеги предусматривают спасение престижа подчиненного человека. Это очень важный психологический аспект в приведенных "Правилах", поэтому современный руководитель должен пользоваться ими.

2. Доверие к личности и успех.

В менеджменте как в методе управления есть еще один фактор, без которого этот метод, как таковой, вообще неосуществим. Это - доверие к личности. Очень трудно руководителю, воспитанному в тоталитарное время, психологически переломить себя на переход от "приказа" на "доверие". Но тем не менее менеджмент требует этого. "Доверие" в данном случае означает, что перед подчиненным ставит­ся цель, задача, а пути, формы и методы выполнения этой задачи ис­полнитель определяет сам (правда, в случае необходимости он может обратиться к руководителю за разъяснением).

Отсюда возникает так называемая эголитарность в менеджменте, т.е. возможность для каждого человека на основе доверия к нему дей­ствовать автономно. Это обстоятельство породило следующий прин­цип менеджмента: "Запрещения порождают нарушения. Разрешения уводят от нарушения".

Все перечисленные принципы менеджмента четко определены в работе английского ученого Ду­гласа Мак Гредера "Человек и предприятие":

1. Люди всегда стремятся к результатам, а мы не всегда занимаем­ся целеполаганием.

2. Люди мобилизуют огромную жизненную энергию, когда их заинтересовывают в целях и когда им доверяют.

3. При правильном руководстве люди сами для себя ищут ответст­венности.

4. Радости успеха и признание оказывают на человека большее воздействие, чем рост зарплаты и денежное вознаграждение.

5. Даже средний человек удивительно богат идеями, если ему со­здать условия для доверия.

Обязательным условием менеджмента является успех. Надежда на успех, самая большая движущая сила развития при применении ме­неджмента как метода управления. Успех неизбежно приводит к ново­му успеху. Но не сам по себе. Главное здесь - умение менеджера со­здать для каждого работника ситуацию для успеха. Заметим, что и ре­бенку нужно создавать ситуацию, условия для успеха. Иными словами, сам успех - это результат создания определенной ситуации для успеха.

Источниками успеха согласно теории менеджмента могут быть сле­дующие положения:

1) точная постановка цели в каждой ситуации;

2) интеграция усилий к достижению цели;

3) постоянный анализ ситуации и проблем;

4) использование критики как мотива развития, а не как оружия, от которого нужно защищаться. Успеху сопутствует доверие.

В свое время П. Л. Капица отмечал, что без чувства, что его ценят, ему доверяют, его работой интересуются, любой творческий работ­ник, будь то ученый или художник, интересно и смело работать не может. Без всякого сомнения, эти слова можно распространить и на творческий труд учителя.

Неискренне поступает тот человек, который утверждает, что в нем нет элементов честолюбия. Всякий нормальный и здоровый человек хочет, чтобы его труд был бы увиден, отмечен, оценен. Это естествен­ное желание. Видели ли Вы писателя, который не хотел, чтобы его рукопись была бы опубликована и положительно оценена читателем? Видели ли Вы архитектора, который бы не хотел, чтобы его проект был бы воплощен в натуре, да еще и в центре города?.. Так и учитель хочет (и это здоровое честолюбие), чтобы его уроки, всякая другая его творческая работа получила бы положительную оценку как свер­ху, так и снизу.

Такой же человекоцентристский подход должен быть и в школе. Он должен иметь место и по отношению к учителю, и по отношению к ученику. Сначала "человек", а потом "ученик". В каждом ученике (какого бы возраста он ни был) учитель должен видеть прежде всего человека с присущими ему психологическими и физическими качест­вами, а потом уже ученика. То же касается и отношения директора к учителю и т.д.

В чем же заключается суть человекоцентристского подхода к про­цессу управления? Трудно выработать единые рекомендации, ибо их применение зависит от региональных условий, профессиональной подготовки учителей, социальной среды общения учащихся и т.д.

В результате многоаспектного изучения вопроса мы установили, что суть человекоцентристского подхода могут проиллюстрировать следующие правила:

1. Вначале человек, а потом дело, которому он служит.

2. Человек - цель, а не средство. Он сам ценность.

3. Каждый сотрудник - источник творческого вклада в деятель­ность школы.

4. Человек должен рассматриваться как двигатель, а не взаимозаменяемая деталь.

5. Человек должен восприниматься руководством (а ученик - учите­лем) как личность, со свойственной ему мотивацией, целями, творчеством.

6. Результаты дает только видимое, зримое внимание к людям, а не их увещевания, обещания и т.п.

7. Действия руководителя могут начинаться со слов, но от них нуж­но переходить к делу.

8. Производительность, качество и, в конечном счете, результат зависят от человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: