Лекция 14. Правила о делегировании обязанностей

1. Понятие о делегировании обязанностей.

2. Требования к руководителю.

1. В результате теоретического анализа мы вооружили руководителей наших школ еще одним блоком правил - правилами о делегировании обязанностей.

Одно из важных правил менеджмента: управ­лять - это значит делать что-либо руками других. Такое положение должно быть правильно понято подчиненными. Иначе "делегирова­ние" будет восприниматься как "эксплуатация". А это при менедж­менте ни в коем случае не должно иметь места.

Исходя из этого менеджерам школ предлагаются следующие правила делегирования:

1. Не воспринимай делегирование как избавление от работы. Вос­принимай делегирование как доверие, как привлечение и участие под­чиненного в управлении.

2. Делегирование - это постановка цели перед сотрудником и, одновременно, это предоставление ему прав. Без этого последнего делегирование действительно может превратиться в "эксплуатацию", а руководитель в глазах подчиненного может показаться "эксплуата­тором".

3. Желательно, чтобы делегирование было на длительной основе;

4. Делегирование полномочий - это и делегирование ответствен­ности за конкретное качество работы. Это должен хорошо понимать каждый педагог школы.

2. При всем этом руководитель школы должен понимать, что и у исполнителя есть свои требования. Причем, это нужно не только по­нимать, но и принимать. Поэтому для исполнителя нами предложены определенные постулаты, приводимые ниже.

Пять постулатов мудрости управления (по Джон Хамбль):

• скажите, что Вы от меня хотите;

• дайте мне возможность действовать; если мне поставили цели, не мешайте;

• скажите, как идут мои дела, приближаюсь ли я к цели, или нет;

• помогите мне, если это необходимо, но не отвлекайте и не контро­лируйте лишний раз;

• вознаградите меня.

По итогам теоретической подготовки руководители школ усвоили, что профессионализм менеджера состоит из следующих моментов:

1. Способности и искусства управлять людьми.

2. Наличия специальных знаний и навыков в области организации управления.

3. Умения создавать все условия для достижения цели.

4. Способности разбираться в современной информации, средст­вах коммуникации.

5. Глубокого знания потребностей общества и его социального заказа.

В процессе обучения руководителей школ мы выявили наиболее типичные их недостатки. Оказывается, наш руководитель:

• чаще всего внутренне неспокоен;

• малоинициативен;

• обладает культом вышестоящего;

• имеет двойное мышление;

• не привык к альтернативной мысли.

Все эти недостатки - продукт тоталитарного прошлого. Новый социальный заказ на личность руководителя-менеджера заставляет смоделировать и реализовать комплекс адекватных социально-педа­гогических условий в соответствии с законами развития свободного демократического общества.

Методологические основы менеджмента позволяют констатиро­вать тот факт, что этот метод управления рассматривает работника не столько как средство для достижения цели, сколько как саму цель. На Западе и в Юго-Восточной Азии эта модель доказала свою высокую эффективность. Именно этим Адернетги объясняет причину успеха японцев в автомобилестроении. Они, прежде всего, "очеловечили" процесс производства автомобилей, а потом уже поставили вопрос об автоматизации. Кроме того, они внедрили в процесс производства психологические элементы, заключающиеся в поддержании здорового морального состояния работника и его социальной обеспеченности. В наших условиях развития рост зарплаты и денежные вознаграждения играют важную жизненную роль для работника шко­лы и его семьи, а потому нельзя отводить руководителя предприятия от вопросов постоянной заботы о материальном благополучии работ­ников, наряду с использованием других видов признания результатов эффективного труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: