1. Понятие о делегировании обязанностей.
2. Требования к руководителю.
1. В результате теоретического анализа мы вооружили руководителей наших школ еще одним блоком правил - правилами о делегировании обязанностей.
Одно из важных правил менеджмента: управлять - это значит делать что-либо руками других. Такое положение должно быть правильно понято подчиненными. Иначе "делегирование" будет восприниматься как "эксплуатация". А это при менеджменте ни в коем случае не должно иметь места.
Исходя из этого менеджерам школ предлагаются следующие правила делегирования:
1. Не воспринимай делегирование как избавление от работы. Воспринимай делегирование как доверие, как привлечение и участие подчиненного в управлении.
2. Делегирование - это постановка цели перед сотрудником и, одновременно, это предоставление ему прав. Без этого последнего делегирование действительно может превратиться в "эксплуатацию", а руководитель в глазах подчиненного может показаться "эксплуататором".
|
|
3. Желательно, чтобы делегирование было на длительной основе;
4. Делегирование полномочий - это и делегирование ответственности за конкретное качество работы. Это должен хорошо понимать каждый педагог школы.
2. При всем этом руководитель школы должен понимать, что и у исполнителя есть свои требования. Причем, это нужно не только понимать, но и принимать. Поэтому для исполнителя нами предложены определенные постулаты, приводимые ниже.
Пять постулатов мудрости управления (по Джон Хамбль):
• скажите, что Вы от меня хотите;
• дайте мне возможность действовать; если мне поставили цели, не мешайте;
• скажите, как идут мои дела, приближаюсь ли я к цели, или нет;
• помогите мне, если это необходимо, но не отвлекайте и не контролируйте лишний раз;
• вознаградите меня.
По итогам теоретической подготовки руководители школ усвоили, что профессионализм менеджера состоит из следующих моментов:
1. Способности и искусства управлять людьми.
2. Наличия специальных знаний и навыков в области организации управления.
3. Умения создавать все условия для достижения цели.
4. Способности разбираться в современной информации, средствах коммуникации.
5. Глубокого знания потребностей общества и его социального заказа.
В процессе обучения руководителей школ мы выявили наиболее типичные их недостатки. Оказывается, наш руководитель:
• чаще всего внутренне неспокоен;
• малоинициативен;
• обладает культом вышестоящего;
• имеет двойное мышление;
• не привык к альтернативной мысли.
Все эти недостатки - продукт тоталитарного прошлого. Новый социальный заказ на личность руководителя-менеджера заставляет смоделировать и реализовать комплекс адекватных социально-педагогических условий в соответствии с законами развития свободного демократического общества.
|
|
Методологические основы менеджмента позволяют констатировать тот факт, что этот метод управления рассматривает работника не столько как средство для достижения цели, сколько как саму цель. На Западе и в Юго-Восточной Азии эта модель доказала свою высокую эффективность. Именно этим Адернетги объясняет причину успеха японцев в автомобилестроении. Они, прежде всего, "очеловечили" процесс производства автомобилей, а потом уже поставили вопрос об автоматизации. Кроме того, они внедрили в процесс производства психологические элементы, заключающиеся в поддержании здорового морального состояния работника и его социальной обеспеченности. В наших условиях развития рост зарплаты и денежные вознаграждения играют важную жизненную роль для работника школы и его семьи, а потому нельзя отводить руководителя предприятия от вопросов постоянной заботы о материальном благополучии работников, наряду с использованием других видов признания результатов эффективного труда.