1. Феноменальная трактовка современного менеджмента
2. Разработка принципов и критериев эффективного управления школой
1. Менеджмент, возникший в рамках экономической науки, все более становится междисциплинарной теорией, имеющей в настоящее время различные аспекты, в том числе и педагогический.
Феноменальная трактовка современного менеджмента многогранна.
В научной литературе менеджмент интерпретируется как:
• социально-экономическое явление;
• управленческая функция;
• модель управления;
• метод управления;
• процесс достижения общих целей;.
• учебная дисциплина;
• научная теория.
Установление рыночной системы хозяйственных отношений резко повышает требования к эффективности функционирования предприятий и детерминирует использование менеджмента как концептуальной основы управления.
Педагогические основы менеджмента заключены в модели так называемого развивающего управления, при которой создаются полноценные условия для саморазвития руководителей и педагогов, развития их профессиональной компетентности и активности.
Управление школой на основе менеджмента базируется на следующих принципах:
• уважения к человеку и доверия к нему;
• целостного восприятия человека как личности;
• целевой гармонизации;
• сотрудничества, предполагающего диалогическое общение;
• социальной справедливости;
• индивидуального подхода к учителю;
• обогащения работы учителя;
• личного стимулирования;
• перманентного повышения квалификации сотрудников;
• коллективного принятия важных решений на основе консенсуса;
• участия учителей в управлении школой;
• целевой гармонизации;
• реализации горизонтальных связей;
• постоянного обновления и развития.
Одним из вариантов человекоцентристского подхода к социально-психологическим и культурно-этическим аспектам управления является система Д. Карнеги.
Для современного этапа развития педагогической науки характерно осмысление деятельности менеджера не как должности, а как профессии со всеми присущими ей атрибутами.
Существуют различные подходы к определению критериев эффективной деятельности менеджеров:
• Личностный, акцентирующий значимость стиля управления, профессиональной компетентности, понимания теории и практики менеджмента (в границах этого подхода установлен перечень личностных черт, коррелирующих с эффективной деятельностью менеджера, который объединяет способность к управленческой деятельности, специальные знания, умения и навыки, симптомокомплексы
профессионально значимых качеств, стрессоустойчивость и общий интеллект);
• ситуационный, акцентирующий значение поиска и моделирования определенного набора управленческих ситуаций, эффективное разрешение которых могло бы повысить успешность деятельности менеджера;
• интегративный, иллюстрирующий широкое понимание профессионализма менеджера через: а) понимание природы управленческих процессов, знание основных организационных структур, функциональных обязанностей и стиля работы менеджера, четкое представление об ответственности и необходимости распределять
ответственность по уровням управления, способность повышать эффективность управления; б) знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления, умение письменно и устно выражать свои мысли; в) компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов, способность к лидерству и гармонизации взаимоотношений среди работников; г) знание особенностей взаимоотношений между предприятием и потребителями его услуг; д) способность управлять ресурсами; е) способность планировать и прогнозировать деятельность предприятия; ж) способность к оценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать свою квалификацию;
• многоуровневый, устанавливающий иерархическую модель компетентности менеджера через: а) интегративную компетентность, означающую способность к интеграции знаний, умений и навыков и их использование в условиях быстро меняющихся требований внешней среды; б) эмоциональную, перцептивную, концептуальную и поведенческую компетентность в их основных характеристиках; в) частичную, неравномерную представленность различных видов компетентности (эмоциональной - способности к лидерству, к работе с людьми, оказанию помощи, делегированию полномочий; перцептивной - умение преодолевать неопределенность, собирать и анализировать информацию.; концептуальной - умения планировать, анализировать количественную информацию, знания вычислительной техники и технологии; поведенческой - способности к целеполаганию, умения реализовать поставленные планы и способности к новаторской деятельности);
• комплексный, определяющий профессионализм менеджера через способность учитывать организационные, финансовые, юридические, психологические и педагогические проблемы при принятии управленческих решений (в рамках этого подхода управленческая компетентность менеджера включает правовую, экономическую, психологическую и педагогическую грамотность).
Деятельность школы, управляемой на основе менеджмента, будет совершенствоваться по следующим параметрам:
• приблизится к оптимальному сочетанию централизации и
децентрализации управления;
• повысит степень реального участия всех членов школьного коллектива в управлении педагогическим процессом;
• улучшит психологический климат в школе;
• повысит эффективность принятия управленческих решений;
• повысит уровень умения руководства разрешать конфликтные ситуации;
• повысит уровень интеллектуальной и социальной зрелости коллектива.
Системно-функциональная модель деятельности школьного менеджера, определенная нами на основе анализа педагогической теории и практики, включила:
• системное видение объекта управления, ориентированное на максимальные показатели эффективной деятельности школы;
• ориентацию на повышение коммуникативной компетентности коллектива учителей и учащихся;
• применение в управлении человекоцентристских методов;
• создание социально-психологического комфорта в коллективе;
• стимулирование профессиональной компетентности педагогов и руководителей школ;
• привлечение к участию в управлении школой всех участников
образовательного процесса.
Список использованной литературы
1. Конаржевский Ю.А. Концепция внутришкольного управления. - Алма-Ата, 1991
2. Конаржевский Ю.А. Некоторые вопросы перестройки внутришкольного управления. - Курган, 1989
3. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление.- М., 1999
4. Куртиков Н.С. Социальный объект управления – коллектив. – М., 1974.
5. Ладанов И.Д., Пронников В.А. Совершенствование управления экономикой на основе японской модели менеджмента. – М., 1990
6. Моисеев А.М., Капто А.Е., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г. Нововведения во внутришкольном управлении. – М., 1998
7. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999
8. Питерс Т., Уотермен Р.В. В поисках эффективного управления. – М., 1986.
9. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента.- М., 1991.
10. Поташник М.М. Демократизация управления школой. – М., 1990
11. Ребус Б.М. Психологические основы управления школа. – Ставрополь, 1990.
12. Роджерс Ф. ИБМ. Взгляд изнутри. Человек – фирма – маркетинг. – М., 1990
13. Смирнова С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. – М., 1999
14. Татьянченко В.С. Методические указания по формированию управленческих информационных систем в условиях общеобразовательной школы. – Челябинск, 1985
15. Шамова Т.Н., Чекмарева В.Н. Совершенствование системы внутришкольной педагогической информации как важнейшее условие реализации школьной реформы. – М., 1989.