Глубокое своеобразие пути и способа развития при общности конечных целей и
Форм у дефективного и нормального ребенка - вот наибол ее схематическая форма
Социальной обусловленности этого процесса. Отсюда двойная перспектива прошлого и
Будущего в изучении развития, осложненного дефектом. Поскольку конечный и
Начальный пункты этого развития обусловлены социально, постольку обязател ьно
Понимание каждого его момента не только в связи с прошлым, но и в связи с
Будущим. Понятием компенсации как основной формы подобного развития вводится
Понятие направленности на будущее, и весь процесс в целом предстает перед нами
Как единый процесс, стремящийся вперед с объективной необходимостью,
Направленной к конечной точке, заранее поставленной требованиями социального
Бытия. В связи с этим стоит понятие единства и целостности развивающейся
Личности ребенка. Личность развивается как единое целое, имеющее особые законы,
|
|
А не как сумма или пучок отдельных функций, из которых каждая развивается в силу
Особой тенденции.
Этот закон одинаково приложим к соматике и психике, к медицине и педагогике.
В медицине все тверже устанавливается взгляд, согласно которому единственным
Критерием здоровья или болезни является, целесообразное или нецелесообразное
Функционирование цел ого организма, а единичные ненормальности оцениваются лишь
Постольку, поскольку нормально компенсируются или не компенсируются через другие
Функции организма.
В. Штерн выдвигает положение: частные функции могут представлять уклонение от
Нормы и все же личность или организм в целом могут принадлежать к совершенно
Нормальному типу. Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенок. От
Исхода социальной компенсации, т. е. конечного формирования его личности в
Целом, зависит степень его дефективности и нормальности. Сама по себе слепота,
Глухота и другие частные дефекты не делают еще своего носителя дефективным.
Замещение и компенсация функций не то лько имеют место, не только достигают
Иногда огромных размеров, создавая из дефектов таланты, но и непременно, как
Закон, возникают в виде стремлений и тенденций там, где есть дефект. Положение
Штерна есть положение о принципиальной возможности социальной компенсации там,
Где прямая компенсация невозможна, т. е. о возможности полного в принципе
Приближения дефективного ребенка к нормальному тип у, к завоеванию социальной
Полноценности.
Лучшей иллюстрацией социальных вторичных осложнений развития дефективного