Рассматривать свойства и поступки детей не разрозненно, а в их отношении к

Целому, в динамике их развития (Si duo paciunt idem non est idem).

Теоретически этот пример показателен. Он объясняет возникновение мнимой

Психопатии, мнимого дефекта (moral insanity), который был создан в воображении

Исследователей, почему они и не могли объяснить глубокой социальной

Неприспособленности детского раз вития в подобных случаях. Значение социо- и

Психогенных факторов в развитии ребенка столь велико, что могло привести к

Иллюзии дефекта, к подобию болезни, к мнимой психопатии.

4.

В последние два десятилетия научная дефектология познакомилась с новой формой

Детской дефективности. Сущность ее сводится к двигательной недостаточности (М.

О. Гуревич) (21). В то время как олигофрения характеризуется всегда главным

Образом теми или и ными дефектами интеллекта, новая форма неправильного

Развития, сделавшаяся в последнее время предметом пристального изучения и

Практического педагогического и лечебного воздействия, сводится к недоразвитию

Моторного аппарата ребенка. Эту форму детской дефективности называют по-разному.

Дюпре (22) назвал ее debilitetmotrice, т. е. моторной дебильностью, по аналогии

С интеллектуальной дебильностью; Т. Геллер (23) - моторной отсталостью, а в

Крайних формах - моторной идиотией; К. Якоб (24) и Ф. Гомбур гер - моторным

Инфантилизмом; М. О. Гуревич - двигательной недостаточностью. Сущность явлений,

Скрывающихся за различными обозначениями, сводится к более или менее ярко

Выраженной недостаточности развития моторной сферы, во многом аналогичной

Интеллек туальной недостаточности при олигофрении.

Моторная недостаточность в огромной мере допускает компенсацию, упражнение

Моторных функций, выравнивание дефекта (Гомбургер, М. Надолечный (25), Геллер).

Моторная отсталость часто и легко поддается, в известных, конечно, пределах,

Педагогическому и л ечебному воздействию. Поэтому взятая сама по себе моторная

отсталость нуждается в 'двойной характеристике по схеме "дефект-компенсация".

Динамика этой формы недостаточности, как и всякой другой, раскрывается только

При учете вызываемых ею положительных ответных реакций организма, компенсирующих

Дефект.

Глубокое принципиальное значение, которое имело введение в инвентарь науки

Этой новой формы недостаточности, заключается не только в том, что наше

Представление о детской дефективности расширилось и обогатилось знанием

Дефектологии - теоретической и практической - факт, что эта форма дефективности

не связана необходимо с интеллектуальной отсталостью. "Этого рода


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: