Которой он мог бы достигнуть? Так и со слепыми. Но для правильного построения

даже скромного воспитательного плана чрезвычайно важно снять ограничивающие

Кругозор пределы, которые якобы самой природой поставлены специальному развитию

Такого ребенка. Важно, чтобы воспитание взяло курс на социальную полноценность и

Считало ее реальной и определяющей точкой, а не питалось мыслью об обреченности

Слепого на неполн оценность.

Подведя итоги, остановимся на одном примере. Хотя в последнее время научная

Критика сильно поработала над разрушением легендыо Е. Келлер, тем не менее ее

Судьба лучше всего поясняет весь ход развитых здесь мыслей. Один из психологов

Совершенно верно заметил, что если бы Келлер не была слепоглухонемой, она

Никогда не достигла бы того развития, влияния и известности, которые выпали на

Ее долю. Как это понимать?

Во-первых, это значит, что ее серьезные дефекты вызвали к жизни огромные силы

Сверхкомпенсации. Но это еще не все: ведь ее компенсат орный фонд был беден до

Крайности. Во-вторых, это означает, что не будь того исключительно счастливого

Стечения обстоятельств, которое превратило ее дефект в социальные плюсы, она

Осталась бы малоразвитой и неприметной обывательницей провинциальной Ам ерики.

Но Е. Келлер сделалась сенсацией, она стала в центр общественного внимания, она

Превратилась в знаменитость, в национального героя, в божье чудо для

Многомиллионного американского обывателя; она сделалась народной гордостью,

Фетишем. Ее дефект стал для нее социально выгодным, он не создал чувства

Малоценности. Ее окружили роскошью и славой, даже отдельные пароходы

Предоставлялись для ее образовательных экскурсий. Ее обучение сделалось делом

Всей страны. Ей были предъявлены огромные социальные требования: ее хотели

Видеть доктором, писательницей, проповедницей - и она ими сделалась. Сейчас

Почти нельзя отличить то, что принадлежит действительно ей и что сделано для нее

По заказу обывателя. Этот факт лучше всего показывает, какую роль сыг рал

Социальный заказ в ее воспитании. Сама Келлер пишет, что родись она в другой

Среде, она бы вечно сидела во мраке и жизнь ее была бы пустыней, отрезанной от

Всякого общения с внешним миром (1910). В ее истории все увидели живое

Доказательство самос тоятельной силы и жизни духа, заключенного в телесную

темницу. Даже при "идеальных внешних воздействиях на Елену, - пишет один автор",

- мы не увидели бы ее редкой книги, если бы живой, мощный, хотя и замуравленный

дух ее не рвался бы неудержимо навс тречу влиянию извне" (Е. Келлер, 1910, с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: