Реакции остается тем же, как и весь механизм ее воспитания. Иначе говоря

Поведение слепого и глухонемого может быть с психологической и педагогической

Точек зрения вполне прира внено к нормальному; воспитание слепого и глухого

принципиально" ничем не отличается от воспитания нормального ребенка.

Надо усвоить ту мысль, что слепота и глухота не означают ничего иного, как

Только отсутствие одного из путей для образования условных связей со средой.

Глаз и ухо, называемые в физиологии, рецепторами; а в психологии - органами

Восприятия, или внешних чувств, имеют биологическое назначение: они

Предупреждают организм об отдаленных изменениях среды. Это, по выражению Г.

Деккера, как бы форпосты нашего организма в борьбе за существование. Их прямое

Назначение - воспринимать и анализировать внешние эл ементы среды, разлагать мир

На отдельные части, с которыми связываются наши целесообразные реакции, для того

Чтобы возможно точнее приспособить поведение к среде. Само по себе поведение

Человека как совокупность реакций при этом, строго говоря, остает ся

Ненарушенным. Слепой и глухой способны ко всей палитре человеческого поведения,

Т. е. активной жизни. Особенность их воспитания сводится только к замене одних

Путей для образования условных связей другими. Еще раз повторяем: принцип и

Психологическ ий механизм воспитания здесь те же, что и у нормального ребенка.

Если таким путем объясняется чрезмерное развитие осязания у слепых и зрения у

Глухих, то особенности этих чувств обязаны своим возникновением функциональному

Богатству условных связей, п ереданных на эти органы с других, не действующих.

Осязание в системе поведения слепого и зрение у глухого играют не ту роль,

Что у нормально видящих и слышащих людей; обязанности осязания и поведения по

Отношению к организму, их функции другие: они должны провести огромное

Количество таких связей со средой, которые у нормальных людей проходят другими

Путями. Отсюда - их функциональное, приобретенное в опыте богатство, которое

Принималось по ошибке за прирожденное, структурно-органическое.

Отказ от легенды о биологической компенсации дефекта и правильное

Психофизиологическое представление о природе воспитания компенсирующих реакций

Позволяют нам подойти вплотную к самому основному и принципиальному вопросу

Педагогического учения о дефек тивности - о роли и значении специальной

Педагогики (тифло-, сурдопедагогики) в системе воспитания дефективных детей и

Связи этой педагогики с общими началами всякого воспитания. Прежде чем решать


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: