Этот вопрос, подведем итоги. Мы можем сказать, что при психологическом

Рассмотрении никакой особой, принципиально отличной, отдельной педагогики

Дефективного детства не оказывается.

Воспитание дефективного ребенка составляет предмет всего только одной главы

Общей педагогики. Отсюда непосредственно следует, что все вопросы этой трудной

Главы должны быть пересмотрены в свете общих принципов педагогики.

2.

Основное положение традиционной специальной педагогики дефективного детства

Сформулировано Куртманом. Он считает, что слепого, глухонемого и слабоумного

Нельзя мерить той же мерой, что и нормального. В этом альфа и омега не только

Общераспространенных теорий, но и почти всей европейской и нашей практики

Воспитания дефективных детей. Мы же утверждаем как раз обратное психологическое

И педагогическое положение: слепого, глухонемого и слабоумного можно и нужно

мерить той же мерой, что и нормального."

По существу между нормальными и ненормальными детьми, нет разницы, - говорит

П. Я. Трошин, - те и другие - люди, те и другие - дети, у тех и у других

развитие идет по одним законам. Разница заключается. лишь в способе развития"

(1915, с. XIII). Это ут верждение принадлежит исследователю, стоящему, скорее,

На биологической, нежели на социальной точке зрения в вопросах психологии и

педагогики. Тем не менее он не может не отметить, что "детская ненормальность

Составляет в громадном большинстве случаев продукт ненормальных общественных

условий" (там же, с. XV), и величайшая ошибка в том, что "в ненормальных детях

Видят только болезнь, забывая, что в них, кроме болезни, есть еще нормальная

Психическая жизнь, которая - в силу особых условий - получает, такой

примитивный, простой и понятный вид, которого мы не встретим у нормальных детей"

(там же, с. 2).

Эта величайшая ошибка-воззрение на детскую ненормальность только как на

Болезнь - и привела нашу теорию и практику к опаснейшим заблуждениям. Мы

Тщательно изучаем крупицы Дефекта, те золотники болезни, которые встречаются у

Ненормальных детей, - столь ко-то слепоты, столько-то глухоты, столько-то

Катаров евстахиевой трубы, столько-то извращений вкуса и т. д. - и не замечаем

Тех пудов здоровья, которые заложены в каждом детском организме, каким бы

Дефектом он ни страдал.

Непостижимо, что такая простая мысль до сих пор не вошла, как азбучная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: