Центральная педагогическая проблема и в этой школе - связь специального
обучения с общими началами социального воспитания. "Психическая ортопедия",
"сенсорная культура", проходимые на особом дидактическом материале, должны без
Остатка раствориться в и гре, в занятиях, труде. Классические уроки тишины
Бессмысленны и тягостны, когда они преподносятся как уроки. Но при игре в
Молчанку или при целевой тишине, когда дети знают, для чего надо сохранять
тишину, это прекрасное воспитательное средство. "Спе циальное" обучение должно
утратить свой "специальный" характер, и тогда оно станет частью общей
Воспитательной работы. Оно должно пойти по линии детских интересов.
Вспомогательная школа, созданная только в помощь нормальной, не должна никогда
Ни в чем порывать связи с последней. Специальная школа должна часто забирать на
Время отсталых и возвращать их вновь. Установка на норму, полное изгнание всего,
Что отягощает дефект и отсталость, - вот задача школы. Обучаться там не должно
|
|
быть стыдно, и на ее дверях не должно быть надписи: "Оставь надежду, кто сюда
входит".
Представим себе, что в какой-нибудь стране благодаря особым условиям
Дефективные дети представляли бы исключительную ценность, на их долю выпадала бы
Какая-то особая миссия или социальная роль. Представить себе это трудно, но
Вполне возможно: ведь ког да-то слепой казался рожденным для того, чтобы быть
Судьей, мудрецом, прорицателем. Вообразим, что слепота была бы для чего-либо
Нужна, социально полезна. Ясно, что тогда слепота означала бы совсем, другую
Социальную судьбу для человека и из дефекта с тала бы достоинством. Поскольку
Верна та мысль, что субъективно для самого слепого слепота не составляет изъяна,
Постольку мы должны принять, что в такой стране слепота (или глухота) никогда не
Могла бы стать дефектом и слепой ребенок - дефективным. Следовательно,
"дефективность" уже есть социальная оценка слепоты и глухоты. Время подобных
Воображаемых стран в научном рассуждении давно прошло, и такие примеры потеряли
Всю билу доказательности. Такой страны, конечно, нигде нет, она есть чисто
Логическая конструкция. Но мы сочли возможным воспользоваться в заключение таким
Рассуждением потому, что наша задача не ввести и подтвердить новую мысль, но
Выяснить до конца основную мысль Настоящей статьи: слепота и глухота могут и не
Быть дефективностью. Если мы создадим такую страну, где слепой я глухой найдут