Легендах, сказках, пословицах. В слепоте видели прежде всего огромное несчастье

К которому относились с суеверным страхом и уважением. Наряду с отношением к

Слепому как к беспомощному, беззащитному и заброшенному существу, возникает

Общее убеждение в том, что у слепых развиваются высшие мистические силы души,

Что им доступно духовное знание и видение вместо утраченного физического зрения.

До сих пор еще многие говорят о стремлении слепых к духовному свету: видимо, в

Этом заключена доля истины, хотя и искаженная страхом и непониманием

Религиозно-мыслящего ума. Хранителями народной мудрост и, певцами, прорицателями

Будущего, по преданию, часто были слепые. Гомер был слепцом. Про Демокрита

Рассказывают, что он сам ослепил себя, чтобы отдаться вполне философии. Если это

И неверно, то во всяком случае показательно: сама возможность подобно го

Предания, которое никому не казалось нелепым, свидетельствует о таком воззрении

На слепоту, согласно которому философский дар может усилиться с потерей зрения.

Любопытно, что талмуд, который приравнивает слепых, прокаженных и бездетных к

мертвым, г оворя о слепых, употребляет эвфемистическое выражение "человек с

изобилием света". Немецкие народные поговорки и изречения традиционной мудрости

хранят следы этого же взгляда: "Слепой хочет видеть все" или "Соломон нашел у

Слепых мудрость, потому что они не делают шага, не исследовав почвы, по которой

ступают". О. Ванечек (2) (О. Wanecek, 1919) в исследовании о слепом в саге,

Сказке и легенде показал, что народному творчеству присущ взгляд на слепого как

На человека с пробудившимся внутренним зрен ием, одаренного духовным знанием,

Чуждым другим людям.

Христианство, которое принесло с собой переоценку ценностей, в сущности

Изменило только моральное содержание этой идеи, но оставило неизменной самую

суть. "Последним здесь", к которым, конечно, относились и слепые, было обещано

стать "первыми там". В средние века это была важнейшая догма философии слепоты,

В которой, как во всяком лишении, страдании, видели духовную ценность; церковная

Паперть была отдана в безраздельное владение слепым. Это знаменовало

Одновременно и нищенство в земной жизни, и б лизость к богу. В немощном теле,

Говорили тогда, живет высокий дух. Опять в слепоте открылась какая-то

Мистическая вторая сторона, какая-то духовная ценность, какой-то положительный

Смысл. Мистическим следует назвать этот этап в развитии психологии сл епых не

Только из-за того, что он был окрашен религиозными представлениями и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: