Личности; отказаться от нее значило бы для них отказаться от себя. Эти случаи

Вполне подтверждают учение о компенсации. Что касается случаев неудачи

Компенсации, то здесь пс ихологическая проблема переходит в проблему

Общественную: разве здоровые дети огромнейших масс человечества достигают всего,

Чего они могли бы и должны были бы достигнуть по психофизиологической структуре?

7.

Наш обзор закончен; мы у берега. В наши задачи не входило сколько-нибудь

Полно осветить психологию слепых; мы хотели только наметить центральную точку

Проблемы, тот узел, в котором завязаны все нити их психологии. Этот узел мы

Нашли в научной идее ком пенсации. Что же отделяет научную концепцию этой

Проблемы от донаучной? Если древний мир и христианство видели разрешение

Проблемы слепоты в мистических силах духа, если наивно-биологическая теория

Видела его в автоматической органической компенсации, то научное выражение той

Же идеи формулирует проблему разрешения слепоты как общественную и

Психологическую. Поверхностному взору легко может показаться, что идея

Компенсации возвращает нас назад, к христиански средневековому взгляду на

Положительную роль страдания, немощи плоти. На самом деле нельзя себе

Представить две более противоположные теории. Новое учение положительно

Оценивает не самое по себе слепоту, не дефект, а заключающиеся в нем силы,

Источники его преодоления, стимулы к развитию. Не слабость просто, но слабость

Как путь к силе отмечается здесь положительным знаком. Идеи, как и люди, лучше

Всего познаются по их делам. Научные теории надо судить по тем практическим

Результатам, к которым они приводят.

Какова же практическая сторона всех затронутых выше теорий? По верному

Замечанию Петцельда, переоценка слепоты в теории создала на практике Гомера,

Тирезия, Эдипа как живое свидетельство безграничности и беспредельности развития

Слепого человека. Древ ний мир создал идею и реальный тип великого слепца.

Средние века, напротив, идею недооценки слепоты воплотили в практику призрения

слепых. По верному немецкому выражению: "Verehrt-ernahrt"-древность почитала

Слепых, средневековье их подкармливало. И то и другое было выражением

Неспособности донаучного мышления подняться над односторонней концепцией

Воспитания слепоты: она признавалась или силой, или слабостью, однако то, что

Слепота есть и то и другое, т. е. слабость, ведущая к силе, - эта мысль б ыла

Чужда той эпохе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: