Вполне подтверждают учение о компенсации. Что касается случаев неудачи
Компенсации, то здесь пс ихологическая проблема переходит в проблему
Общественную: разве здоровые дети огромнейших масс человечества достигают всего,
Чего они могли бы и должны были бы достигнуть по психофизиологической структуре?
7.
Наш обзор закончен; мы у берега. В наши задачи не входило сколько-нибудь
Полно осветить психологию слепых; мы хотели только наметить центральную точку
Проблемы, тот узел, в котором завязаны все нити их психологии. Этот узел мы
Нашли в научной идее ком пенсации. Что же отделяет научную концепцию этой
Проблемы от донаучной? Если древний мир и христианство видели разрешение
Проблемы слепоты в мистических силах духа, если наивно-биологическая теория
Видела его в автоматической органической компенсации, то научное выражение той
Же идеи формулирует проблему разрешения слепоты как общественную и
Психологическую. Поверхностному взору легко может показаться, что идея
|
|
Компенсации возвращает нас назад, к христиански средневековому взгляду на
Положительную роль страдания, немощи плоти. На самом деле нельзя себе
Представить две более противоположные теории. Новое учение положительно
Оценивает не самое по себе слепоту, не дефект, а заключающиеся в нем силы,
Источники его преодоления, стимулы к развитию. Не слабость просто, но слабость
Как путь к силе отмечается здесь положительным знаком. Идеи, как и люди, лучше
Всего познаются по их делам. Научные теории надо судить по тем практическим
Результатам, к которым они приводят.
Какова же практическая сторона всех затронутых выше теорий? По верному
Замечанию Петцельда, переоценка слепоты в теории создала на практике Гомера,
Тирезия, Эдипа как живое свидетельство безграничности и беспредельности развития
Слепого человека. Древ ний мир создал идею и реальный тип великого слепца.
Средние века, напротив, идею недооценки слепоты воплотили в практику призрения
слепых. По верному немецкому выражению: "Verehrt-ernahrt"-древность почитала
Слепых, средневековье их подкармливало. И то и другое было выражением
Неспособности донаучного мышления подняться над односторонней концепцией
Воспитания слепоты: она признавалась или силой, или слабостью, однако то, что
Слепота есть и то и другое, т. е. слабость, ведущая к силе, - эта мысль б ыла
Чужда той эпохе.