Практике в ряде стран.
2.
В дошкольном воспитании, в детском доме, закладывается фундамент всей будущей
Воспитательной работы, в частности обучения речи. Именно на этом центральном
Вопросе я постараюсь показать принципиальную важность дошкольного воспитания,
Которое мы ставим во главу угла всей системы. Здесь начинается обучение речи с
Ее естественных задатков: детский лепет, естественная мимика и жесты кладутся в
Основу воспитания речевых навыков. Речь рассматривается как часть общей
Социальной жизни ребенка. Обычно при традиционном обучении глухонемых речи эти
Естественные задатки очень скоро отмирали, исчезали, как бы отсыхали и
Отваливались под влиянием неблагоприятных внешн их условий. Затем следовала
Эпоха бессловесного развития, когда речь и сознание ребенка окончательно
Расходились в развитии, и только к началу школьного возраста ребенка начинали
Специально обучать речи, ставить ему звуки. К этому времени развитие реб енка
|
|
Обычно настолько уходит вперед, что медленное обучение его речи превращается в
Тягостную и не имеющую никакого практического применения работу. Это с одной
Стороны. С другой - мимико-жестикуляторные навыки уже оказываются настолько
Сильными, что бороться с ними не под силу устной речи. Всякий живой интерес к
Речи убит, и только искусственными мерами, исключительной строгостью, а иногда и
Жестокостью, обращаясь к сознанию ученика, удается его обучить речи. Но все мы
Одинаково хорошо знаем, как ая это ненадежная вещь - опираться в воспитании
Только на сознательные усилия ученика, идущие вразрез с его основными интересами
И привычками.
В дошкольном детском доме с двух лет начинается живой разговор с ребенком.
Синтетическое чтение с губ целых слов, фраз, имен, приказаний и рефлекторное,
Бессознательное подражание устной речи - вот два основных метода. Здесь с
Раннего возраста привива ется привычка выражать свое желание и мысль устно. Речь
Дается сразу во всем практическом, социальном содержании ее функций. В игре,
Труде, в ежедневной жизни ребенок научается - незаметно для самого себя -
Пользоваться речью, понимать ее, фиксировать свое внимание на речи,
Организовывать свою жизнь и поведение так, что без речи они оказываются
Невозможными. На младшей ступени, для детей двух-пяти лет, нет постановки звуков
И их отделки. Упражнения заключаются в лепете как подготовке каждого нового
Слова и в чтении с губ. При этом естественным путем упражняются дыхание, голос и