Поведение слепого и глухо немого может быть с психологической и педагогической

Точек зрения вполне приравнено к нормальному; воспитание слепого и глухого

Принципиально ничем не отличается от воспитания нормального ребенка. Само по

Себе доведение человека как совокупность реакц ий при этом остается

Ненарушенным. Слепой и глухой способны ко всей полноте человеческого поведения,

Т. е. к активной жизни. Вся особенность в их воспитании сводится только к замене

Одних путей для образования условных связей другими. Еще раз повторяю: принцип и

Психологический механизм воспита ния здесь те же, что и у нормального ребенка.

Второй практически не менее важный для сурдопедагогики вывод: всякая новая

Условная реакция может быть привита не иначе как на основе прежней,

Наследственно данной или уже выработанной в прежнем опыте, достаточно прочной

Реакции. Строго говоря, воспит ание не может сообщить организму ни одного нового

Движения, оно может только модифицировать, видоизменять, перестраивать,

Комбинировать имеющиеся в распоряжении организма реакции. По верному выражению

Г. Лессинга (3), "воспитание не дает человеку ниче го такого, чего он не мог бы

Дать себе сам; оно дает ему то, что он сам себе может дать, но только скорее и

легче" (цит. по кн.: Ф. Вернер, 1909, с. 18). Для педагога это означает

Требование при всяком воспитательном воздействии брать за отправную точ ку, за

Основу естественные стремления ребенка. И обратно: никакое стремление ребенка,

Ни один его естественный инстинкт не могут быть просто подавлены, запрещены,

Отменены педагогом. Нельзя Ниагару вернуть вспять в озеро Эри, говорит по этому

Поводу Э. Торндайк, и удержать ее там; но можно, построив отводные каналы,

Заставить ее вращать колеса фабрик и заводов.

Проблему детской, дефективности в психологии и педагогике надо поставить и

Осмыслить как социальную проблему, потому что не замечавшийся прежде ее

Социальный момент, считавшийся обычно второстепенным и производным, на самом

Деле оказывается первичным и главным. Надо смело взглянуть в глаза этой проблеме

Как проблеме социальной. Если психологически телесный недостаток означает

Социальный вывих, то педагогически: воспитать такого ребенка - значит вправить

Его в жизнь, как вправляют вывихнутый и боль ной орган. Здесь, формулируя

Требование к педагогу опираться на естественные задатки тех форм, которые он

Хочет воспитать, мы подходим к отправному пункту, к начальной точке системы

Социального воспитания глухонемых детей, именно к дошкольному воспита нию,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: