Точек зрения вполне приравнено к нормальному; воспитание слепого и глухого
Принципиально ничем не отличается от воспитания нормального ребенка. Само по
Себе доведение человека как совокупность реакц ий при этом остается
Ненарушенным. Слепой и глухой способны ко всей полноте человеческого поведения,
Т. е. к активной жизни. Вся особенность в их воспитании сводится только к замене
Одних путей для образования условных связей другими. Еще раз повторяю: принцип и
Психологический механизм воспита ния здесь те же, что и у нормального ребенка.
Второй практически не менее важный для сурдопедагогики вывод: всякая новая
Условная реакция может быть привита не иначе как на основе прежней,
Наследственно данной или уже выработанной в прежнем опыте, достаточно прочной
Реакции. Строго говоря, воспит ание не может сообщить организму ни одного нового
Движения, оно может только модифицировать, видоизменять, перестраивать,
Комбинировать имеющиеся в распоряжении организма реакции. По верному выражению
Г. Лессинга (3), "воспитание не дает человеку ниче го такого, чего он не мог бы
Дать себе сам; оно дает ему то, что он сам себе может дать, но только скорее и
легче" (цит. по кн.: Ф. Вернер, 1909, с. 18). Для педагога это означает
Требование при всяком воспитательном воздействии брать за отправную точ ку, за
Основу естественные стремления ребенка. И обратно: никакое стремление ребенка,
Ни один его естественный инстинкт не могут быть просто подавлены, запрещены,
Отменены педагогом. Нельзя Ниагару вернуть вспять в озеро Эри, говорит по этому
Поводу Э. Торндайк, и удержать ее там; но можно, построив отводные каналы,
Заставить ее вращать колеса фабрик и заводов.
Проблему детской, дефективности в психологии и педагогике надо поставить и
Осмыслить как социальную проблему, потому что не замечавшийся прежде ее
Социальный момент, считавшийся обычно второстепенным и производным, на самом
Деле оказывается первичным и главным. Надо смело взглянуть в глаза этой проблеме
Как проблеме социальной. Если психологически телесный недостаток означает
Социальный вывих, то педагогически: воспитать такого ребенка - значит вправить
Его в жизнь, как вправляют вывихнутый и боль ной орган. Здесь, формулируя
Требование к педагогу опираться на естественные задатки тех форм, которые он
Хочет воспитать, мы подходим к отправному пункту, к начальной точке системы
Социального воспитания глухонемых детей, именно к дошкольному воспита нию,