Культура рассчитана на чело века, обладающего известными органами - рукой

Глазом, ухом и известными функциями мозга. Все наши орудия, вся техника, все

Знаки и символы рассчитаны на нормальный тип человека. Отсюда и возникает та

Иллюзия конвергенции, естественного перехода натур альных форм в культурные,

Которого на деле не может быть по самой природе вещей и которое мы пытались

Только что раскрыть в его истинном содержании.

Как только перед нами оказывается ребенок, отклоняющийся от нормального

Человеческого типа, отягченный недостатком психофизиологической организации, так

Сразу, даже в глазах наивного наблюдателя, конвергенция сменяется глубокой

Дивергенцией, расхожден ием, несоответствием линий естественного и линий

Культурного развития ребенка. Предоставленный самому себе и своему естественному

Развитию, глухонемой ребенок никогда не научится речи, а слепой никогда не

Овладеет письмом. Здесь приходит на помощь воспитание, которое создает

Искусственную, кул ьтурную технику, специальную систему культурных знаков или

Символов, приноровленных к особенностям психофизиологической организации

Ненормального ребенка.

Так, у слепых зрительное письмо заменяется осязательным - точечный шрифт

Брайля позволяет составить всю азбуку из различных комбинаций выпуклых точек,

Читать, ощупывая эти точки на странице, и писать, прокалывая бумагу и выбивая на

Ней выпуклые точки. Так точно и у глухонемых дактилология (или пальцевая азбука)

Позволяет заменить оптическими знаками, различными положениями руки звуковые

Знаки нашей азбуки и составить особое письмо в воздухе, которое глазами читает

Глухонемой ребенок.

Воспитание идет еще дальше и научает глухонемого устной речи, так как его

Речевой аппарат обычно не поврежден. Такой ребенок глух от рождения, немым же он

Становится из-за того, что он лишен слуховых восприятии. Воспитание научает

Глухого понимать уст ную речь, считывая ее с губ говорящего, т. е. заменяя звуки

Речи зрительными образами, движениями рта и губ. Глухонемой научается говорить,

Пользуясь для этого осязанием, знаком при подражании и кинестетическими

Ощущениями.

Эти специально проложенные окольные пути культурного развития слепого и

Глухонемого ребенка, специально созданная для них письменная и устная речь

Чрезвычайно важны в истории культурного развития в двух отношениях. Слепые и

Глухонемые являются как бы естественным экспериментом природы, показывающим, что

Культурное развитие поведения не связано непременно с той или иной органической


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: