На путь культурного развития, иначе говоря, в естественном психологическом

Развитии ребенка и в окружающей его среде, в потребности общения с этой средой

Заложены все необходи мые данные для того, чтобы осуществилось как бы

Самовозгорание культурного развития, спонтанный переход ребенка от естественного

Развития к культурному.

Оба эти момента, взятые вместе, приводят нас к коренной переоценке

Современного взгляда на воспитание ненормального ребенка. Традиционный взгляд

Исходил из того, что дефект означает минус, изъян, недостаток, ограничивает и

Суживает развитие ребенка, к оторый характеризовался прежде всего со стороны

Выпадения тех или иных функций. Всю психологию ненормального ребенка строили

Обычно по методу вычитания выпадающих функций из психологии нормального ребенка.

На смену этому пониманию приходит другое, рассматривающее динамику развития

Ребенка с недостатком, исходя из основного положения, что дефект означает

Двойственное влияние на развитие ребенка. С одной стороны, он является

Недостатком и действует непоср едственно как таковой, создавая изъяны,

Препятствия, затруднения в приспособлении ребенка. С другой стороны, именно

Из-за того, что дефект создает препятствия и затруднения в развитии и нарушает

Нормальное равновесие, он служит стимулом к развитию око льных путей

Приспособления, обходных, замещающих или надстраивающихся функций, которые

Стремятся компенсировать недостаток и привести всю систему нарушенного

Равновесия в новый порядок.

Таким образом, новая точка зрения предписывает учитывать не только негативную

Характеристику ребенка, не только его минусы, но и позитивный снимок с его

Личности, представляющий прежде всего картину сложных обходных путей развития.

Развитие высших пси хических функций возможно только на путях их культурного

Развития, все равно, пойдет ли это развитие по линии овладения внешними

Средствами культуры (речь, письмо, арифметика) или по линии внутреннего

Усовершенствования самих психических функций (выра ботка произвольного внимания,

Логической памяти, отвлеченного мышления, образования понятий, свободы воли и т.

Д.). Исследования показывают, что ненормальный ребенок обычно задержан именно в

Этом отношении. Это же развитие не зависит от органического недостатка.

Вот почему история культурного развития ребенка позволяет выдвинуть тезис:

Культурное развитие есть главная сфера, где возможна компенсация

Недостаточности. Где невозможно дальнейшее органическое развитие, там


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: