Реагирует эгоцентрической речью преимущественно тогда, когда его основная
Деятельность натыкается на препятствие, з атруднение, прерывается в естественном
Течении. Но мы знаем из психологии мышления, что именно в ситуациях, связанных с
Затруднением, возникает интеллектуальная реакция. Там, где инстинктивные и
Привычные реакции перестают действовать, там, где навыки и другие автоматические
Формы поведения не могут осуществить требуемого приспособления, там возникает
Потребность в мышлении, и психологической функцией интеллекта, мышления и
Является приспособление к новым обстоятельствам, к изменяющимся условиям, т. е.
Преодоление трудностей.
Таким образом, связь эгоцентрической речи с затруднением уже сама по себе
Наводит на мысль, что эгоцентрическая речь в поведении ребенка очень рано
Начинает выполнять интеллектуальные функции, т. е. начинает служить средством
Мышления. Но решающее под тверждение этому дает не сам по себе факт учащения
|
|
Эгоцентрической речи при затруднениях, а анализ тех форм эгоцентрической речи,
Которые появляются в поведении ребенка в ответ на препятствия. Анализ
Показывает, что большей частью эгоцентрическая речь ребенка в этом случае
Приобретает интеллектуальный характер. В речи не просто отражается
Замешательство, наступившее в деятельности, - ребенок как бы спрашивает сам
Себя, формулирует в словах затруднение, нащупывает выходы.
Приведем простейший пример из собственного эксперимента, ясно показывающий,
Что мы имеем в виду, когда говорим об интеллектуальных функциях эгоцентрической
Речи. Ребенок рисует трамвай и, когда вычерчивает последнее колесо, сильно
нажимая карандашом" грифель ломается, отскакивает в сторону, и колесо остается
Незаконченным. Ребенок пытается сперва поломанным каран дашом завершить начатый
Круг, но на бумаге ничего не остается, кроме вогнутой черты. Ребенок
останавливается, смотрит на рисунок, произносит: "Поломанный" - и дальше
Переходит к другой части рисунка, сменив карандаш на краску, из чего видно, что
слово "поломанный", сказанное ребенком для себя, без обращения к кому-либо из
Присутствующих, было действительно переломным моментом в его деятельности.
Сначала показалось, что это слово относится к карандашу и констатирует просто
Факт его поломки. Дальнейш ее наблюдение обнаружило, что это не так. Ход
Поведения ребенка в развернутом виде мы можем представить приблизительно