Переоценке функциональной роли эгоцентрической речи. Это значит, что ребенок

Реагирует эгоцентрической речью преимущественно тогда, когда его основная

Деятельность натыкается на препятствие, з атруднение, прерывается в естественном

Течении. Но мы знаем из психологии мышления, что именно в ситуациях, связанных с

Затруднением, возникает интеллектуальная реакция. Там, где инстинктивные и

Привычные реакции перестают действовать, там, где навыки и другие автоматические

Формы поведения не могут осуществить требуемого приспособления, там возникает

Потребность в мышлении, и психологической функцией интеллекта, мышления и

Является приспособление к новым обстоятельствам, к изменяющимся условиям, т. е.

Преодоление трудностей.

Таким образом, связь эгоцентрической речи с затруднением уже сама по себе

Наводит на мысль, что эгоцентрическая речь в поведении ребенка очень рано

Начинает выполнять интеллектуальные функции, т. е. начинает служить средством

Мышления. Но решающее под тверждение этому дает не сам по себе факт учащения

Эгоцентрической речи при затруднениях, а анализ тех форм эгоцентрической речи,

Которые появляются в поведении ребенка в ответ на препятствия. Анализ

Показывает, что большей частью эгоцентрическая речь ребенка в этом случае

Приобретает интеллектуальный характер. В речи не просто отражается

Замешательство, наступившее в деятельности, - ребенок как бы спрашивает сам

Себя, формулирует в словах затруднение, нащупывает выходы.

Приведем простейший пример из собственного эксперимента, ясно показывающий,

Что мы имеем в виду, когда говорим об интеллектуальных функциях эгоцентрической

Речи. Ребенок рисует трамвай и, когда вычерчивает последнее колесо, сильно

нажимая карандашом" грифель ломается, отскакивает в сторону, и колесо остается

Незаконченным. Ребенок пытается сперва поломанным каран дашом завершить начатый

Круг, но на бумаге ничего не остается, кроме вогнутой черты. Ребенок

останавливается, смотрит на рисунок, произносит: "Поломанный" - и дальше

Переходит к другой части рисунка, сменив карандаш на краску, из чего видно, что

слово "поломанный", сказанное ребенком для себя, без обращения к кому-либо из

Присутствующих, было действительно переломным моментом в его деятельности.

Сначала показалось, что это слово относится к карандашу и констатирует просто

Факт его поломки. Дальнейш ее наблюдение обнаружило, что это не так. Ход

Поведения ребенка в развернутом виде мы можем представить приблизительно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: