Пояснить на конкретных примерах, как проявляется в психологическом развитии

Ребенка этот великий фундаментальный закон психологии, по выражению П. Жанэ.

Кстати, примеры помогут нам в значительной степени изучить действие закона в

Приложении к развитию ненормального ребенка. Они послужат мостом, сложенным из

Конкретных фактов, для перехода от закона нормального развития к законам

Развития ненормального.

В качестве первого и простейшего примера, позволяющего иллюстрировать этот

Общий закон, мы могли бы привести процесс развития речи. Достаточно сравнить

Начальный и конечный моменты в развитии речи для того, чтобы увидеть, в какой

Мере здесь оправдывается только что приведенная формулировка. В самом деле, в

Начале развития речь выступает у ребенка в коммуникативной функции, т. е. как

Средство сообщения, воздействия на окружающих, связи с ними, как форма

Сотрудничества с другими деть ми или взрослыми, как процесс сотрудничества и

Взаимодействия. Но стоит сравнить начальный момент развития речи не только с

Конечным моментом, т. е. с функцией речи у взрослого человека но и с одним из

Последующих этапов развития, например с судьбой р ечевой функции в школьном или

Переходном возрасте, чтобы увидеть, как речь в эту пору становится одним из

Важнейших средств мышления, одним из важнейших и ведущих внутренних процессов

Поведения ребенка.

Это первостепенное значение речи в процессах мышления дало повод многим

Исследователям сделать совершенно ложное заключение о том, что мышление и

Является не чем иным, как беззвучной, немой, внутренней речью. Мышление-это речь

Минус звук, так формулир уют часто эту крайнюю точку зрения, отождествляющую

Процессы мышления с внутренней речью. Однако как ни ложно само по себе такое

Сближение, оно глубоко знаменательно: ведь ошибка, приведшая к этому ложному

Отождествлению, не возникла бы, если бы проце ссы речи действительно не были

Настолько тесно, глубоко и интимно сплетены с процессами мышления, что только

Специальный и тонкий анализ может вскрыть всю неправильность, лежащую в основе

Этого понимания.

Если окинуть единым взглядом весь цикл развития речи как психической функции

От начального до конечного момента, то легко увидеть, что этот цикл всецело

Подчиняется тому великому фундаментальному закону психологии, о котором мы

Говорили выше, показывая, как через целый ряд переходов прокладывается в

Развитии ребенка путь от внешней речи к внутренней, как главнейшая форма

Коллективного поведения, социального сотрудничества с другими становится


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: