Сотрудничество, общение и взаимодействие, а понимание сложной интеллектуальной
Жизни взрослого человека недоступно для отсталого ребенка. Вот почему, в
Парадоксальной форме, как и Блонский, де-Грееф формулирует совершенно правильную
Мысль: гений для имбецила лежит в пределах психологической дебильности.
Мы можем на этом остановиться и сделать некоторые выводы. Мы видим, какое
Первостепенное значение приобретает педагогика коллектива во всей структуре
Воспитания отсталого ребенка. Мы видим, какую ценность приобретают общие
Коллективы отсталых и нормал ьных детей, какую важность приобретает подбор групп
И пропорции интеллектуальных уровней в них. В данном случае мы находим основной
Педагогический закон, который является едва ли не общим законом для всего
Воспитания ненормального ребенка.
Когда мы сравниваем педагогику коллектива отсталых детей с педагогикой
Коллектива нормальных детей и спрашиваем себя, что у них общего и отличного, мы
|
|
Получаем тот же ответ, который получаем всегда, когда речь идет о сравнении
Отдельных педагогических мероприятий, примененных к нормальному и ненормальному
Ребенку: те же цели и своеобразные пути в достижении этих целей, недостижимых
Для ненормального ребенка на прямых путях. Так что общая формула сравнительной
Педагогики нормального и ненормального ребенка вполне подходит и к интересующей
Нас проблеме педагогики детского коллектива.
3.
Для слепого ребенка та же самая проблема недоразвития высших функций в связи
С коллективной деятельностью находит конкретное выражение в совершенно других
Областях поведения и мышления. Если правильно разобраться в этой проблеме, то
Корни ее обнаружат сходство с теми корнями, которое мы рассматривали до сих пор,
Касаясь умственно отсталого ребенка. Для удобства и простоты начнем с
Педагогической постановки проблемы. Слепой ребенок лишен непосредственного
Зрительного восприятия зрительных образов, а потому возникает вопрос: чем
Заменить ему эту недостающую деятельность?
До сих пор это центральный вопрос в педагогике слепых, и до сих пор в этой
Области педагогика наталкивается на такие же трудности, на которые наталкивается
Педагогика умственно отсталого ребенка. Она пытается атаковать проблему
Непосредственно в лоб. Снова на вопрос о том, как бороться с последствиями
Слепоты и психологическим недоразвитием, обусловленным ею, традиционная
Педагогика отвечает, называя сенсомоторную культуру, тренировку осязания и