Элементарных процессов, но область понятий, т. е. область высших функций.
А. Петцельд сформулировал это в известном положении о принципиальной
Возможности неограниченного знания для слепого. Исследователь показал, что
Слепые, в высшей степени ограниченные в своих представлениях, ничем не
Ограничены в области отвлеченного зн ания. Принципиальная возможность знания
Всего, несмотря на отсутствие представлений известного рода, - таков основной
Вывод из его работы, вывод глубоко обоснованный как теоретически, так и
Практически.
Часто ставят аналогичный вопрос в отношении человечества в целом. Спрашивают,
Критикуя сенсуалистов: если бы человек обладал не пятью, а четырьмя чувствами,
Как сложилось бы его познание и умственное развитие? С точки зрения сенсуализма
Следовало бы о жидать, что лишение одного из пяти чувств приведет к построению
Совершенно другой картины действительности и обусловит совершенно иное
|
|
Направление в психологическом развитии человека, чем то, которое реализовалось
На основе пяти чувств. Мы, однако, до лжны ответить на этот вопрос несколько
Неожиданным образом.
Мы полагаем, что ничего существенно не изменилось бы в познании человека,
Обладающего четырьмя чувствами, ибо мышление-способ переработки данных
Опыта-принципиально осталось бы тем же самым, а картина окружающей нас
Действительности складывается не то лько на основе непосредственного ее
Восприятия, а на основе опыта, рационально переработанного. Следовательно, и
Слепой человек, и зрячий принципиально знают гораздо больше, чем они могут себе
Представить, знают гораздо больше, чем они могут восприним ать с помощью пяти
Чувств. Если бы мы действительно знали столько, сколько можем непосредственно
Воспринять нашими пятью чувствами, ни одна наука, в истинном смысле этого слова,
Основная сфера компенсации недостаточности представлений.
Границы развития в области высшего знания превосходят ту сенсомоторную
Тренировку, которая возможна в области элементарных процессов. Понятие есть
Высшая форма компенсации недостаточности представлений.
Компенсация сверху, со стороны понятий, приводит к двум опасностям, на
Которые мы хотели бы кратко указать. Первая и основная опасность-вербализм,
Широко распространенный у слепых детей. Вербализм - это употребление слов, за
Которыми не скрывается никакого смысла, содержания, значение которых остается
Пустым. Вербализм чрезвычайно развит у слепого ребенка и является одним из