Выражающийся в том, что, как формулировал Майнот, уровень развития зависит от
Степени старения, а темпы роста и старения одновременно достигают максимума на
Очень ранних ступе нях и быстрота старения уменьшается с возрастом.
А. Гезелл, современный известный американский исследователь, говорит, что эти
Законы служат выражением так называемого парадоксального аспекта развития. В
Самом деле, ребенок никогда не развивается так интенсивно, как на самых ранних
Ступенях, но вмес те с тем он никогда так интенсивно не стареет, как в тех же
Ранних стадиях. Вместе с продвижением процесса развития уменьшается темп
Развития, но уменьшается и темп старения. Таким образом в экономике умственного
Развития, по выражению А. Гезелла, цен ность месяца определяется его положением
В жизненном цикле.
Уже одно это положение позволяет нам видеть, что воспитание, продвигая
Развитие глубоко отсталого ребенка на несколько лет или даже месяцев имеет дело
|
|
С тем отрезком этого процесса, который у нормального ребенка падает на самые
Ранние годы и, следоват ельно, является наиболее насыщенным и содержательным,
Наиболее сгущенным и полноценным периодом развития в целом. Если ценность месяца
В экономике умственного развития определяется его положением в общем жизненном
Цикле, то ценность тех месяцев умстве нного развития, на которые продвигается
Глубоко отсталый ребенок с помощью воспитателя, должна явиться по своему
Относительному значению эквивалентом многих лет в продвижении и развитии легко
Отсталого и особенно нормального ребенка.
Еще важнее качественный аспект в сравнительной оценке начальных, основных,
Первичных стадий в развитии ребенка. Современная психология детства с
Несомненностью раскрыла фундаментальное, первостепенное, центральное значение
Первой ступени в развитии ре бенка. Наиболее необходимые функции развиваются
Первыми. Возникающее вначале является основой не только в том смысле, что без
Этой основы все дальнейшее не может быть надстроено, но и в том, что решающие
Признаки, отличающие человека от животного, зак ладываются, и развиваются именно
В самую раннюю эпоху. Достаточно назвать вертикальную походку и речь, которые
Издавна справедливо считаются отличительными признаками человека.
По сравнению с тем, что ребенок приобретает в первые год-два жизни, все
Остальные приобретения незначительны. Кажется, Ж. П. Рихтеру принадлежит та
Принятая и Л. Н. Толстым мысль, что говорящего ребенка от новорожденного