Мы видим, таким образом, сложный даалектаческий характер процесса развития

Выражающийся в том, что, как формулировал Майнот, уровень развития зависит от

Степени старения, а темпы роста и старения одновременно достигают максимума на

Очень ранних ступе нях и быстрота старения уменьшается с возрастом.

А. Гезелл, современный известный американский исследователь, говорит, что эти

Законы служат выражением так называемого парадоксального аспекта развития. В

Самом деле, ребенок никогда не развивается так интенсивно, как на самых ранних

Ступенях, но вмес те с тем он никогда так интенсивно не стареет, как в тех же

Ранних стадиях. Вместе с продвижением процесса развития уменьшается темп

Развития, но уменьшается и темп старения. Таким образом в экономике умственного

Развития, по выражению А. Гезелла, цен ность месяца определяется его положением

В жизненном цикле.

Уже одно это положение позволяет нам видеть, что воспитание, продвигая

Развитие глубоко отсталого ребенка на несколько лет или даже месяцев имеет дело

С тем отрезком этого процесса, который у нормального ребенка падает на самые

Ранние годы и, следоват ельно, является наиболее насыщенным и содержательным,

Наиболее сгущенным и полноценным периодом развития в целом. Если ценность месяца

В экономике умственного развития определяется его положением в общем жизненном

Цикле, то ценность тех месяцев умстве нного развития, на которые продвигается

Глубоко отсталый ребенок с помощью воспитателя, должна явиться по своему

Относительному значению эквивалентом многих лет в продвижении и развитии легко

Отсталого и особенно нормального ребенка.

Еще важнее качественный аспект в сравнительной оценке начальных, основных,

Первичных стадий в развитии ребенка. Современная психология детства с

Несомненностью раскрыла фундаментальное, первостепенное, центральное значение

Первой ступени в развитии ре бенка. Наиболее необходимые функции развиваются

Первыми. Возникающее вначале является основой не только в том смысле, что без

Этой основы все дальнейшее не может быть надстроено, но и в том, что решающие

Признаки, отличающие человека от животного, зак ладываются, и развиваются именно

В самую раннюю эпоху. Достаточно назвать вертикальную походку и речь, которые

Издавна справедливо считаются отличительными признаками человека.

По сравнению с тем, что ребенок приобретает в первые год-два жизни, все

Остальные приобретения незначительны. Кажется, Ж. П. Рихтеру принадлежит та

Принятая и Л. Н. Толстым мысль, что говорящего ребенка от новорожденного


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: