Первостепенное значение первых этапов в развитии ребенка хорошо определил с
Динамической стороны К. Бюлер, когда назвал весь процесс развития в самом раннем
Возрасте процессом становления человека. Эпоха становлен ия человека
Действительно является, более определяющей и важной, чем последующая эпоха
Развития человека. Именно она решает основной выбор между животным и
Человеческим существованием.
Мы все время говорим о нормальном ребенке, о количественном и качественном
Значении первых двух лет в его развитии для того, чтобы наглядно показать
Психологическое значение тех шагов в развитии глубоко отсталого ребенка, которые
Он делает с помощью с пециально организованного воспитания и которые без этой
Помощи никогда не будут им сделаны. Соотношение между первым и последующими
Шагами в развитии нормального ребенка дает нам совершенно верный масштаб,
Совершенно точное представление о сравнительн ой ценности тех шагов, которые
Делает под влиянием специального воспитания глубоко отсталый и легко отсталый
Или нормальный ребенок. Глубоко отсталый ребенок как раз и продвигается под
Влиянием воспитания на тот самый отрезок пути, который нормальный ребенок
Проходит в первые, фундаментально важные годы жизни. Поэтому приобретения,
Получаемые глубоко отсталым ребенку под влиянием в оспитания, оказываются с
Точки зрения развития основными ценностями, которые может приобрести
Человеческий ребенок и без которых он принужден оставаться на стадии
Полуживотного состояния. Воспитание делает идиота человеком, с помощью
Воспитания глубок о отсталый ребенок проходит процесс становления человека.
Этим сказано все в принципиальной и практической оценка воспитания глубоко
Отсталого ребенка. Это же может явиться надежной формулой, которая раскрывает
Нам цель и значение каждой отдельной области воспитания глубоко отсталого
Ребенка, какой бы узкий и незначительный характер ни носили его успехи в этой
Области. Научить умственно отсталого ребенка не только осязать, обонять, слышать
И видеть, но пользоваться своими пятью чувствами, господствовать над ними,
Разумно применять их по собственному наме рению-значит сообщить ему самые
Начатки, но вместе с тем и самые основы человеческого восприятия
Действительности. То же самое можно сказать об остальных областях воспитания
Глубоко отсталого ребенка, которые с достаточной полнотой освещены в настоящей
Книге.