Расстройства появляются позже. Несколько позднее обнаруживаются характерные для
Схизоида особенности в области влечений и эмоциональных реакций, реже, но все же
Встречаются в дошкольном возрасте элементы психастенической пропорции
Настроения, слабая способность к выражению эмоциональных переживаний.
Замечательно, что характерная для данной возрастн ой фазы особенность задавать
Вопросы часто принимает у детей-щизоидов оттенок навязчивости. Так заостряется
Нормальный симптом развития в общем русле развертывания психопатической личности
Ребенка.
"Школьный период,-замечает Сухарева,-начало обучения, жизнь в коллективе
Являются: для шизоидов сильными раздражителями и дают дальнейшее развертывание
Клинической картины со всеми ее добавочными наслоениями. Здесь отчетливо
Начинают выступать особенн ости социальной установки шизоидов. У дошкольников мы
Не имеем еще резко выраженного аутизма, если здесь есть элементы неуживчивости,
|
|
Отгороженности, то о настоящей замкнутости и скрытности говорить не приходится.
Развитие этих черт должно расценивать ся как дальнейший сдвиг шизоидной
Личности, как реакция на недостаточное приспособление к окружающей социальной
Среде. (там же, с. 67).
Травматизация от соприкосновения с детским коллективом, насмешки и шутки со
Стороны товарищей вызывают еще большую замкнутость в себе, отход от коллектива.
В связи с этим в школе проявляются следующие симптомы: гебефреническое
Поведение, манерность, г римасничанье, наклонность к дурашливости, к нелепым
играм. "Появление этих особенностей в школе,-говорит Сухарева,-может быть
Рассматриваемо не только как определенный возрастной этап выявления шизоидных
компонентов, но и как определенная реакция приспособления к школьной среде;
Ребенок старает ся занять какую-либо позицию в коллективе, где его не признают и
Выбирают для него наиболее удобную позицию шута, В школьном периоде появляется
Ряд новых симптомов, представляющих собой продукт постоянного взаимодействия
Основные конституциональных ос обенностей с определенной средой и переживаниями.
Из них мы остановимся только на двух, которые наиболее часто встречались в нашем
Материале: психастеническом и параноидном. Психастенический наиболее часто
Встречается как реакция на плохую приспособля емость к требованиям окружающей
Школьной среды у особого типа шизоидов-мягких, податливых, с пониженным