Самодвижения в развитии, единство и борьба противоположностей, заложенных в

Самом процессе. Не следует понимать всякий новый этап в развитии ребенка как

Новый продукт взаимного перекрещивания икс-единиц наследственности п люс

Игрек-единиц среды. Раскрыть самодвижение процесса развития значит понять

Внутреннюю логику, взаимную обусловленность, связи, взаимосцепление отдельных

Моментов из единства и борьбы заложенных в процессе развития противоположностей.

Развитие, по и звестному определению, и есть борьба противоположностей. Только

Такое понимание обеспечивает действительно диалектическое исследование процесса

Детского развития.

Следующий раздел нашей схемы-симптоматология развития. Задача

Раздела-представить как бы педологический статус, определить уровень и характер

Развития, который достигнут ребенком на настоящий момент. В качестве

Вспомогательных ценных сюда входят и все другие сведения, могущие

Характеризовать состояние ребенка и уровень его развития; но эти сведения должны

Включаться не иначе, как под педологическим углом зрения. В качестве примера

Таких данных можно назвать медицинский диагноз, педагогические сведе ния об

Успеваемости, подготовку и воспитание ребенка и пр. Но центральное для всего

Раздела-проблема симптоматики, т. е. научного констатирования, описания и

Определения симптомов развития.

В этом отношении наша практическая работа отстоит чрезвычайно далеко от

Идеала. Достаточно сказать, что в умении установить известные факты и

Педологически их квалифицировать наше исследование очень сильно отстало от

Соответствующего клинического иссл едования. В качестве примера мы могли бы

Назвать несколько моментов, с которыми приходится очень часто сталкиваться на

Практике. Так, у ребенка констатируется в характере замкнутость. Без дальнейшего

Анализа отсюда делается умозаключение или выдвигает ся предположение о шизоидном

Складе его личности. Между тем дальнейший тщательный анализ фактов, которые

Привели к выводу о замкнутости ребенка, показывает, что эта замкнутость по

Степени выраженности вовсе не занимает переходное место между патологич еской

Замкнутостью при соответствующем психозе и совершенно нормальной замкнутостью,

Встречающейся при определенных переживаниях у нормального человека, т. е. что

Самый характер этой замкнутости вовсе не позволяет отождествлять ее с той

Замкнутостью которая может р ассматриваться как симптом психопатического

Состояния, пограничного между душевной болезнью и здоровьем Дальше удается


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: