Неизвестны (рак, шизофрения).
В этом смысле и психиатрический диагноз олигофрении будет научным диагнозом,
Если даже сразу не удается установить причину, вызвавшую олигофрению, и
Выяснить, является ли она результатом заболевания эндокринного аппарата, или
Связана с внутриутробным повреждением зачатка, или появилась как результат
Алкогольной дегенерации.
Суть дела, очевидно, не в причинах. Научная диагностике может быть
Установлена и тогда, когда причины того процесса который устанавливается в
Диагнозе, нам еще неизвестны. Суть дела в том, что при научном диагнозе мы на
Основании известных симптомов, идя от них, констатируем некий процесс, лежащий в
Основе этих симптомов. Поэтому, когда Э. Крепелин установил понятие олигофрении,
Он указал на самую сущность процесса лежащего в основе симптомов, в которых он
Обнаруживается Исследователь определил ее как общую задержку психического
Развития, и это основа для истинного научного диагноза. Ошибкой является попытка
Видеть диагноз в установлении ряда симптомов или фактических данных.
Практические недостатки такой диагностики настолько ясны и настолько обусловлены
Самой ошибочностью постановки вопроса, что на них подробно останавливаться не
Следует. Невский совершенно справедливо сравнивает такого рода диагностику
Развития с диагнозами которые ставила примитивная эмпирическая медицина,
Констатируя у больного кашель или малокровие и принимая эти симптомы за самую
Сущность болезни.
Вторая ступень в развитии диагностики приводит нас к этиологической, или
Причинной, диагностике. Невский видит ее особенности в том, что она стоится на
Учете основных факторов, на основе вскрытия причин, на основе того, что мы
Учитываем не только наличие определенных симптомов, но и вызывающие их причины.
Принимая во внимание необычайную сложность в переплетении отдельных факторов и в
Комплексном характере их действия, педологический диагноз должны не просто
Констатировать те или иные статические состояния, но вскрыть определенный
Динамический процесс.
Снова мы видим недостаточное развитие того, какой процесс подлежит вскрытию в
Диагнозе. Что статистическое состояние есть проблема симптоматологии, а не
Диагностики развития, это мы выяснили выше, но и динамический процесс изменения
Симптомов еще не с оставляет диагноза развития в собственном смысле. Только
Определение процесса развития, обнаруживающего себя в характерных симптомах,