Проектирование капитального строительства

Строительство любого объекта как производственного, так и непроизводственного назначения может быть осуществлено только при наличии соответствующего проекта.

Проектирование строительства имеет очень важное значение, так как от качества проекта зависит эффективность работы будущего предприятия. Проектирование осуществляют проектные организации, имеющие на этот вид деятельности соответствующие лицензии.

В ряде важнейших отраслей созданы специализированные отраслевые проектные организации (институты). Один из них, наиболее крупный, располагающий высококвалифицированными кадрами, выделяется в качестве головного, называемого генеральным проектировщиком.

На головные институты возлагается координация действий всех проектных организаций, обслуживающих ту или иную отрасль. Под их руководством и при непосредственном их участии разрабатываются технико-экономические обоснования проектов. Они же осуществляют и проведение единой технической и экономической политики в области проектирования предприятий и сооружений отрасли и подотрасли. С этой целью головные проектные организации изучают и обобщают отечественный и зарубежный опыт проектирования, строительства и эксплуатации аналогичных объектов. Головные институты оказывают квалифицированную помощь однопрофильным институтам отрасли, а также осуществляют экспертизу разработанных ими проектов.

Кроме отраслевых подрядных организаций существуют и специализированные межотраслевые проектные организации, которые выполняют проектные работы в узкой специализированной области.

Проектирование крупных и сложных промышленно-производственных предприятий и других сооружений осуществляется обычно силами нескольких проектных организаций различных специализаций (субпроектировщиками). До начала разработки проектов генеральные проектировщики получают от заказчиков (застройщиков) задания на проектирование и заключают с ними генеральные договоры на весь период проектирования предприятия или сооружения. Между генеральными проектировщиками и всеми другими проектными организациями, участвующими в комплексном проектировании, также заключаются договоры сначала на весь объем и срок получаемого ими проектирования, а затем на их основе – годовые договоры. На основе генеральных и годовых договоров генпроектировщики организуют изыскательские работы для всего комплекса намечаемого строительства и выдают субпроектировщикам соответствующие исходные данные, необходимые для разработки соответствующих частей комплексных проектов либо для проектирования крупных объектов, входящих в состав проектируемого предприятия или сооружения.

Финансирование проектно-изыскательских работ осуществляется за счет средств заказчика, а заказчиком могут быть государство, региональные или местные органы власти, коммерческие организации.

Генеральные проектировщики отвечают перед заказчиками (застройщиками) за своевременность разработки и качество всего проекта, а субпроектировщики ответственны перед генеральными проектировщиками за порученную им часть проектирования. После завершения разработки проектов генпроектировщики передают их заказчикам (застройщикам) для рассмотрения и утверждения. Заказчики (застройщики) подвергают проекты экспертной проверке, государственной вневедомственной экспертизе и государственной экологической экспертизе.

Проект строительства включает необходимый комплекс технической и экономической документации. Это не только схемы и чертежи, дающие графическое изображение будущего предприятия, цеха или сооружения, но и технические, и экономические расчеты, подтверждающие целесообразность и экономическую эффективность намеченного строительства. В проекте строительства промышленного предприятия устанавливаются номенклатура его продукции, производственная мощность, место строительства, сырьевая, топливная и энергетическая база, хозяйственные связи; определяются технология производства, техническая оснащенность проектируемого предприятия, использование отведенной для строительства территории; намечаются экономические показатели по строительству и эксплуатации сооружаемого предприятия. Техническая и экономическая части проекта взаимосвязаны и образуют единый технико-экономический документ, без которого не может осуществляться строительство.

Существуют следующие этапы проектирования:

1) технико-экономическое обоснование (ТЭО);

2) технический проект (устанавливает основные проектные решения, определяет общую сметную стоимость строительства и основные технико-экономические показатели будущего предприятия);

3) рабочие чертежи, которые выполняются на основе технического проекта.

Для повышения экономической эффективности проектных решений предварительно осуществляется ТЭО необходимости и целесообразности намечаемого строительства или расширения и реконструкции действующего предприятия. В нем приводятся следующие сведения: характеристика будущего предприятия, его мощность, номенклатура выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность, обоснование намечаемого района и пункта строительства. Сведения о производственном кооперировании с другими предприятиями, рынок сбыта, необходимая величина капитальных вложений и др. За последние годы во многих случаях вместо ТЭО стал разрабатываться бизнес-план.

Проектирование может вестись как в одну, так и в две стадии. При сложном и дорогостоящем объекте проектирование осуществляется в две стадии: сначала разрабатывается технический проект, а затем уже рабочие чертежи. Если объект небольшой и несложный, то проектирование ведется в одну стадию: разработка технического проекта и разработка рабочих чертежей совмещаются. Проектирование сложных объектов осуществляют специализированные проектные организации (институты), которые по своей специфике могут быть отраслевыми и межотраслевыми.

Технический проект промышленного предприятия состоит из следующих частей: экономическая часть, генеральный план и транспорт, технологическая часть, строительная часть, организация строительства, сметная документация.

Технический проект со сводным сметно-финансовым расчетом после его утверждения в установленном порядке является основанием для финансирования строительства, заказа основного оборудования и разработки рабочих чертежей.

Основы ценообразования в строительстве.

Механизм ценообразования в строительстве имеет следующие специфические особенности:

- многообразие строительной продукции. Каждый объект строительства имеет свои особенности и он, в определенной мере, неповторим. Даже объекты, строящиеся по типовому проекту, имеют свои особенности, так как они привязываются к определенной местности. Из этой особенности вытекает, что каждый строительный объект имеет свою индивидуальную цену;

- длительность производственного цикла строительства. Эта особенность проявляется в том, что в условиях инфляции проектная цена может не совпадать с фактической. Эта же особенность заставляет всех заинтересованных участников инвестиционного процесса учитывать фактор времени при формировании цены на строительную продукцию;

- высокая материалоемкость строительной продукции, что обусловливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и определять, как они влияют на себестоимость строительной продукции, а, следовательно, и на ее цену;

- в формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядчик, каждый из которых преследует свои интересы.

Поэтому окончательная цена на строительную продукцию – согласованная и компромиссная цена между заинтересованными юридическими лицами.

Действовавшая до 1 января 1991 года система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода – от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она соответствовала требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Такие принципы определения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей строительной продукции. Совершенно очевидно, что такая система ценообразования непригодна для рыночной экономики.

Основные задачи рыночной системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве следующие:

- формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию;

- обеспечение полного набора сметных нормативов (элементарных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;

- определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.

Определение стоимости строительства осуществляется:

1. в составе технико-экономического обоснования (ТЭО) на предпроектной стадии разработки проекта. В ТЭО приводится расчетная стоимость, которая представляет собой предварительную сумму денежных средств, требующихся для осуществления строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений;

2. в составе проектно-сметной документации. На этом этапе определяется сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений. Сметная стоимость строительства – сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектом. Определяется проектной организацией по поручению заказчика (инвестора) в ходе разработки проектной документации.

Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляется следующая документация:

а) в составе проекта – сводный сметный расчет стоимости строительства и (при необходимости) сводка затрат; объектные и локальные сметные расчеты; сметные расчеты на определенные виды затрат (в том числе на проектные и изыскательские работы);

б) в составе рабочей документации – объектные и локальные сметы.

Основанием для определения сметной стоимости строительства служат:

- проект и рабочая документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ; спецификации и ведомости на оборудование; основные решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства, а также пояснительные записки к проектным материалам;

- действующая сметно-нормативная база.

В случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы, а также для специализированных строек в составе проекта, могут использоваться индивидуальные сметные нормы.

Сводный сметный расчет стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений или их очередей является документом, определяющим сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Утвержденный сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.

Составляется такой расчет в базисно-текущем или базисно-прогнозном уровне цен по определенной форме на основе объектных смет и расчетов, а также сметных расчетов на отдельные виды работ и затрат.

Сводный сметный расчет содержит 12 глав:

Глава 1. Подготовка территории строительства.

Глава 2. Основные объекты строительства.

Глава 3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения.

Глава 4. Объекты транспортного хозяйства и связи.

Глава 5. Объекты энергетического хозяйства.

Глава 6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, тепло- и газоснабжения.

Глава 7. Благоустройство и озеленение территории.

Глава 8. Временные здания и сооружения.

Глава 9. Прочие работы и затраты.

Глава 10. Содержание дирекции (технический надзор) строящегося предприятия и авторский надзор.

Глава 11. Подготовка эксплуатационных кадров.

Глава 12. Проектные и изыскательские работы.

После итога по главам 1 – 12 в сводный сметный расчет сметной стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства при уточнении проектных решений или условий строительства. Резерв устанавливается в размере не более 2% для объектов социальной сферы и 3% для объектов производственного назначения от итога глав 1 – 12. После начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты приводится итог: «Всего по сводному сметному расчету».

Под итогом сводного сметного расчета стоимости строительства указывают:

- возвратные суммы (материалов и деталей, получаемых от разработки временных зданий и сооружений, в размере 15% их сметной стоимости; материалов, получаемых в порядке попутной добычи и др.);

- суммы НДС.

Для строительно-монтажных, ремонтных организаций налогооблагаемой базой для исчисления НДС является стоимость реализованной строительной продукции, исчисленная исходя из свободных (договорных) цен на нее. Сметная стоимость используется для определения капитальных вложений, финансирования строительства, формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию, расчетов за выполнение подрядных строительно-монтажных работ. Исходя из сметной стоимости, определяется балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям, зданиям и сооружениям.

Сметная стоимость строительства в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций определяется по следующим элементам:

- строительные работы;

- работы по монтажу оборудования (монтажные работы);

- затраты на приобретение (изготовление) основного и вспомогательного технологического оборудования, мебели и инвентаря;

- прочие затраты (проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы, подготовка эксплуатационных кадров, содержание службы заказчика-застройщика).

В практике учета и планирования строительные и монтажные работы объединены в единую статью – строительно-монтажные работы (СМР). Сметная стоимость СМР по методам расчета и экономическому содержанию делится на три основные части: прямые затраты (ПЗ), накладные расходы (НР) и плановые накопления (сметная прибыль). Исходя из этого, сметная стоимость СМР определяется как сумма всех трех частей.

Прямые затраты включают: оплату труда рабочих, стоимость материалов, деталей и конструкций; расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов. Затраты определяются непосредственно прямым счетом на основе физических объемов по конструкциям, видам работ и сметных норм и цен.

Накладные расходы – часть стоимости СМР, представляющая собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием. Обычно они составляют 20% прямых затрат.

Сметная прибыль (плановые накопления) – сумма средств, необходимая для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажных организаций, не относимых на себестоимость работ, и являющаяся нормативной (гарантированной) частью стоимости (цены) строительной продукции. Она устанавливается по согласованию сторон и обычно находится на уровне 8% от суммы прямых и накладных расходов.

Общая сметная стоимость объекта определяется путем суммирования сметной стоимости СМР; стоимости необходимого оборудования; дополнительных затрат, связанных со строительством объекта (аккордная оплата труда, удорожание строительства в зимнее время, доставка материалов и др.) и прочих неучтенных затрат (затраты на проектно-изыскательские работы, возвратные суммы и др.).

При составлении сметных расчетов и смет в них раздельно определяется стоимость:

- оборудования, предназначенного для производственных нужд;

- инструмента и инвентаря производственных зданий;

- оборудования и инвентаря, предназначенных для общественных и административных зданий.

Основой для определения стоимости оборудования в сметной документации на строительство являются цены, по которым оно может быть приобретено у поставщиков. Свободные оптовые цены на продукцию производственно-технического назначения устанавливаются изготовителями по согласованию на равноправной основе с потребителями. Цены на приобретение отечественного оборудования, как правило, устанавливаются франко-вагон (судно), франко-станция (пристань, порт) отправления. В них учитываются затраты поставщика (отправителя) по доставке продукции на станцию (пристань, порт) и погрузке, в том числе расходы по подаче и уборке вагонов, станционные сборы и другие расходы на станции отправления.

Цены на приобретение импортного оборудования рассчитываются из условия франко-вагон или речное (морское) судно, на которое перегружается оборудование в порту перевалки грузов.

Согласно инструкции «О порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» сметная документация является составной частью проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения, а также объектов жилищно-гражданского назначения и входит в проект в виде отдельного раздела. В соответствии с этой инструкцией сметная документация подлежит государственной экспертизе и утверждению в составе проекта независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности проектов в соответствии с порядком, принятым в РФ.

Утверждение проектов на строительство объектов производственного назначения в зависимости от источников финансирования производится:

а) при строительстве за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из федерального бюджета РФ, в порядке, установленном Госстроем России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами;

б) при строительстве за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - соответствующими органами государственного управления или в установленном ими порядке;

в) при строительстве за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных инвесторов) – непосредственно заказчиками (инвесторами).

Градостроительная документация, ТЭО и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в РФ (независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности) до их утверждения подлежат государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое РФ, в организациях государственной вневедомственной экспертизы в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, в отраслевых экспортных подразделениях министерств и ведомств и других, специально уполномоченных на то государственных органах.

Сметная стоимость строительства является основой для определения договорной цены между заинтересованными лицами (заказчиком и подрядчиком). Договорная цена формируется с учетом спроса и предложений на строительную продукцию, договорных условий на рынке труда, конъюнктуры стоимости материалов, применяемых машин и оборудования, решения вопросов развития строительной базы подрядных организаций и социальной сферы, получения ими необходимой прибыли, обеспечивающей расширенное воспроизводство.

Договорная цена устанавливается на момент заключения договора между сторонами. В связи с тем, что строительство – длительный процесс, который может продолжаться несколько лет, и за этот период экономическая ситуация в стране (инфляция, изменение цен, банковского процента и т.п.) может существенно измениться, на конец строительства договорная цена уже не отражает реальную действительность, и поэтому договаривающиеся стороны корректируют договорную цену и устанавливают компромиссную цену реализации строительного объекта.

Таким образом, установление объектной рыночной цены на строительную продукцию – очень трудоемкий и сложный процесс. Сложность этого процесса заключается в том, что при установлении рыночной цены на строительную продукцию необходимо учитывать многие факторы (в том числе и непредвиденного характера), в первую очередь связанные с изменением макроэкономической ситуации в стране и регионе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: