Вопрос 7. Коносамент

Коносамент (bill of lading) относится к группе товаросопрово­дительных ценных бумаг. Коносамент — это документ, который подтверждает договор морской перевозки и прием или пог­рузку груза перевозчиком, в соответствии с которым перевоз­чик обязуется сдать груз против этого документа.

Такое обязательство представляет собой указание в документе о том, что груз должен быть сдан приказу поименованного лица или предъявителю. Коносамент является одним из основных доку­ментов, применяемых при таможенном оформлении и таможен­ном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом.

Коносамент может быть выдан на имя определенного получа­теля (именной), приказу отправителя или получателя (ордерный) либо на предъявителя.

Именной коносамент (straight bill of lading) выписывается на определенного получателя с указанием его реквизитов — наиме­нования и адреса. Такой коносамент может передаваться по имен­ным индоссаментам или в иной форме с соблюдением правил, уста­новленных для передачи долгового требования. Груз в порту назна­чения выдается указанному в коносаменте получателю или лицу, которому был передан коносамент.

Ордерный коносамент (to-order bill of lading) содержит указа­ние «приказу отправителя» или «приказу получателя». Выписы­вание такого коносамента предполагает, что отправитель или получатель может передать свои права третьему лицу путем про­ставления на коносаменте передаточной надписи (индоссамента) и вручения его этому лицу. В порту назначения по ордерному коно­саменту груз будет выдан отправителю или получателю в зависи­мости от того, чьему приказу он выдан, а при наличии в нем пере­даточных надписей (bill of lading made out to order and endorsed in blank) —лицу, указанному в последней из непрерывного ряда пере­даточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью.

Коносамент на предъявителя (bearer bill of lading) предполагает, что товар в порту назначения передается любому лицу — предъ­явителю коносамента. Такой коносамент передается путем про­стого вручения.

Коносамент передается с соблюдением следующих правил:

1) именной коносамент может передаваться по именным пере­даточным надписям (индоссаментам) или в иной форме в соот­ветствии с правилами, установленными для уступки требования;

2) ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковым передаточным надписям;

3) коносамент на предъявителя может передаваться посредст­вом простого вручения.

Ордерные коносаменты и на предъявителя являются оборот­ными коносаментами (negotiable bill of lading). Они выполняют важ­ную функцию — позволяют их держателю распоряжаться товарами, пока они находятся в пути, или заложить коносамент в банк до при­бытия товара. Коносамент становится оборотным лишь в том слу­чае, если он таковым был оформлен.

В международной практике чаще применяются необоротные коносаменты (non-negotiable bill of lading), применение которых предполагает, что получатель сам примет товары по прибытии судна. Необоротный коносамент также действует как товарораспо­рядительный документ, так как только указанный в нем получатель вправе требовать выдачи товаров судовладельцем (если предъявит коносамент). В зависимости от наличия оговорок о наличии у пере­возчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковке различают чистые коносаменты (clean bill of lading) и коносаменты с оговорками (claused bill of lading).

Представление чистого коносамента является обязательным условием многих сделок в международной торговле.

Кроме того, в зависимости от особенностей перевозки грузов различаются также следующие коносаменты:

1) Рейсовый (линейный) коносамент (liner bill of lading) применя­ется при перевозках товаров на судах, совершающих рейсы по рас­писанию, для которых в порту назначения имеется зарезервиро­ванный причал. Это коносамент для линейных, а не трамповых (нерегулярных) перевозок, когда судно не имеет постоянного марш­рута и расписания рейсов.

2) Чартерный (фрахтовый) коносамент (chartered bill of lading) применяется в трамповых перевозках. Чартер или чартер-пар­тия — это договор на перевозку груза трамповым судном. Сторо­нами в чартерном договоре являются фрахтователь (грузоотпра­витель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель).

Коносаменты могут также быть прямыми и сквозными. Пря­мые коносаменты применяются при перевозках от порта до порта. В случае если перевозчик выдает сквозной коносамент (through bill of lading), которым предусматривается, что часть перевозки груза должна осуществляться не перевозчиком, а другим лицом, сквозным коносаментом может быть предусмотрено, что перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для пере­возки груза либо просрочку его доставки, вызванные обстоятель­ствами, имевшими место в то время, когда груз находился в веде­нии другого лица при осуществлении им части перевозки груза. Обязанность доказывания того, что утрата или повреждение при­нятого для перевозки груза либо просрочка его доставки вызваны такими обстоятельствами, лежит на перевозчике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: