Коносамент (bill of lading) относится к группе товаросопроводительных ценных бумаг. Коносамент — это документ, который подтверждает договор морской перевозки и прием или погрузку груза перевозчиком, в соответствии с которым перевозчик обязуется сдать груз против этого документа.
Такое обязательство представляет собой указание в документе о том, что груз должен быть сдан приказу поименованного лица или предъявителю. Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом.
Коносамент может быть выдан на имя определенного получателя (именной), приказу отправителя или получателя (ордерный) либо на предъявителя.
Именной коносамент (straight bill of lading) выписывается на определенного получателя с указанием его реквизитов — наименования и адреса. Такой коносамент может передаваться по именным индоссаментам или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования. Груз в порту назначения выдается указанному в коносаменте получателю или лицу, которому был передан коносамент.
|
|
Ордерный коносамент (to-order bill of lading) содержит указание «приказу отправителя» или «приказу получателя». Выписывание такого коносамента предполагает, что отправитель или получатель может передать свои права третьему лицу путем проставления на коносаменте передаточной надписи (индоссамента) и вручения его этому лицу. В порту назначения по ордерному коносаменту груз будет выдан отправителю или получателю в зависимости от того, чьему приказу он выдан, а при наличии в нем передаточных надписей (bill of lading made out to order and endorsed in blank) —лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью.
Коносамент на предъявителя (bearer bill of lading) предполагает, что товар в порту назначения передается любому лицу — предъявителю коносамента. Такой коносамент передается путем простого вручения.
Коносамент передается с соблюдением следующих правил:
1) именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям (индоссаментам) или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования;
2) ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковым передаточным надписям;
3) коносамент на предъявителя может передаваться посредством простого вручения.
Ордерные коносаменты и на предъявителя являются оборотными коносаментами (negotiable bill of lading). Они выполняют важную функцию — позволяют их держателю распоряжаться товарами, пока они находятся в пути, или заложить коносамент в банк до прибытия товара. Коносамент становится оборотным лишь в том случае, если он таковым был оформлен.
|
|
В международной практике чаще применяются необоротные коносаменты (non-negotiable bill of lading), применение которых предполагает, что получатель сам примет товары по прибытии судна. Необоротный коносамент также действует как товарораспорядительный документ, так как только указанный в нем получатель вправе требовать выдачи товаров судовладельцем (если предъявит коносамент). В зависимости от наличия оговорок о наличии у перевозчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковке различают чистые коносаменты (clean bill of lading) и коносаменты с оговорками (claused bill of lading).
Представление чистого коносамента является обязательным условием многих сделок в международной торговле.
Кроме того, в зависимости от особенностей перевозки грузов различаются также следующие коносаменты:
1) Рейсовый (линейный) коносамент (liner bill of lading) применяется при перевозках товаров на судах, совершающих рейсы по расписанию, для которых в порту назначения имеется зарезервированный причал. Это коносамент для линейных, а не трамповых (нерегулярных) перевозок, когда судно не имеет постоянного маршрута и расписания рейсов.
2) Чартерный (фрахтовый) коносамент (chartered bill of lading) применяется в трамповых перевозках. Чартер или чартер-партия — это договор на перевозку груза трамповым судном. Сторонами в чартерном договоре являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель).
Коносаменты могут также быть прямыми и сквозными. Прямые коносаменты применяются при перевозках от порта до порта. В случае если перевозчик выдает сквозной коносамент (through bill of lading), которым предусматривается, что часть перевозки груза должна осуществляться не перевозчиком, а другим лицом, сквозным коносаментом может быть предусмотрено, что перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо просрочку его доставки, вызванные обстоятельствами, имевшими место в то время, когда груз находился в ведении другого лица при осуществлении им части перевозки груза. Обязанность доказывания того, что утрата или повреждение принятого для перевозки груза либо просрочка его доставки вызваны такими обстоятельствами, лежит на перевозчике.