Запоминаем Система — совокупность компонентов, взаимосвязанных между собой так, что изменение положения или состояния одного приводит к изменению состояния других; эффект действия совокупности компонентов системы («системный эффект») превышает суммарное их действие. Субъект управления — элемент системы управления персоналом;структурно обозначенные объединения людей (подразделения, службы) и руководители, специалисты, наделенные полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность. Объект управления— элемент системы управления персоналом; отдельные люди или группы, а также социальные процессы и отношения, на которые направлены воздействия субъекта управления. Объект управления рассматривается в двух аспектах: элементарно-структурном (как совокупность людей) и функциональном (как определенное поведение индивидов и групп людей). Цели — элемент системы управления персоналом;определяют направленность системы управления персоналом, отражают совокупность показателей, динамику изменения качества кадрового состава и кадровой ситуации. Принципы (от лат. principium — начало, основа) — исходные, коренные положения какой-либо деятельности, теории или учения. Принципы управления персоналом — основополагающие правила, установки, требования по осуществлению соответствующих функций. | Записываем |
Изучаем
|
|
1. Подходы к определению понятия «управление персоналом»
Подход | Сущность |
Институциональный | Управление персоналом представляет собой деятельность различных субъектов (институтов): служб управления персоналом, линейных и высших руководителей |
Содержательный (функциональный) | Управление персоналом основано на выделении функций, целей и задач в рамках организации. |
Организационный | Управление персоналом — комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность организации |
2. Процесс управления можно описать с помощью ответов на вопросы:
— с какой целью управляют (что должно стать результатом)?
— кто управляет (кто является субъектом управления)?
— кем (чем) управляет (кто или что выступает объектом управления)?
— на какие характеристики направлено воздействие (что является предметом управления)?
— какими способами управляют (каковы методы, механизмы управления)?
— каков результат управления (в чем проявляются изменения)?
|
|
|
|
|
Модель процесса управления (универсальная)
|
|
3. В постановке целей в настоящее время применяется SMART-технология, предполагающая пять принципов
Принцип | Сущность |
Конкретность (Specifik); | Конкретность цели предполагает точный образ результата деятельности и ее специфичность — принадлежность определенной сфере и виду управленческой деятельности. Этот принцип позволяет отличить цель от лозунга, так как в лозунгах зачастую используются слова «совершенствовать», «повысить», «активизировать» |
Измеримость (Measurable) | Измеримость цели требует наличия показателей (количественных и качественных), позволяющих «увидеть» достижение цели |
Контролируемость (Аccountable) | Показатели должны позволять контролировать степень приближения к цели |
Достижимость (Realistic); | Реалистичность цели означает, с одной стороны, ее сложность, содержание в ней вызова, делающего цель привлекательной, но требующей приложения усилий (в этом смысле иногда говорят о цели как своеобразной мечте, к которой надо стремиться), с другой стороны, возможность ее достижения. |
Срок выполнения (Time-oriented) | Для достижения цели должен быть определен срок или намечены этапы деятельности, и определены периоды их реализации |
Другими словами — выполнить можно только то, что:
1) ясно себе представляешь;
2) измеряется;
3) оценивается;
4) соответствует возможностям («по силам»);
5) на что выделено время.
4. Управление персоналом осуществляется в организации как социальной системе. Особенность управляемых объектов в социальных системах в том, что они обладают самоактивностью, адаптивностью к условиям и факторам социального бытия, самоуправляемостью своей жизнедеятельностью и развитием. В результате в системном взаимодействии не только субъекты влияют на объекты, но и последние существенно влияют на субъекты управления. В процессе управления между субъектом и объектом складываются определенные отношения.
В социальных системах взаимодействие строится по типу «человек-человек», т. е. отношения носят субъект-субъектный характер.
Управленческие отношения, как необходимый механизм управления имеют свою структуру и подразделяются на вертикальные (отношения подчиненности, субординации) и горизонтальные (отношения координации). Наряду с установленными формальными (официальными) отношениями в процессе управления могут возникать неформальные (неофициальные) отношения. Неформальные отношения возникают добровольно или спонтанно на основе личных контактов и не зависят от властных полномочий. Оба этих вида отношений следует учитывать, так как от состояния неформальных отношений в коллективе во многом зависит эффективность и конечный результат деятельности.
5. Принципы формирования и развития системы управления персоналом
Принцип | Сущность |
Целесообразности | Функции управления персоналом должны быть обусловлены целями организации |
Экономичности | Организация системы управления персоналом должна проводиться наиболее экономичными способами |
Специфичности | Разделение функций между исполнителями в соответствии с особенностями их роли |
Комплексности | Функции управления персоналом должны реализовываться с учетом действия внутренних и внешних факторов |
Перспективности | При создании системы должны учитываться перспективы развития организации |
Оперативности | Решения по предупреждению или устранению отклонений в деятельности должны приниматься оперативно |
Адаптивности | Система управления персоналом должна приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности организации |
Эффективности | Функции должны выполняться одновременно для повышения эффективности деятельности |
Оптимальности | Необходимо рациональное соотношение функций управления развитием и управления функционированием |
Научности | Формирование и развитие системы должно опираться на достижения теории и практики управления персоналом |
Делаем выводы
|
|
1. Управление персоналом — процесс системного, планомерно организованного с помощью взаимосвязанных организационных, экономических и социальных механизмов воздействия на работников организации с целью обеспечения эффективного функционирования производственного процесса и удовлетворения потребностей работающих в их профессиональном и личностном развитии.
2. Система управления персоналом представляет собой взаимодействие управляющей (субъекты управления) и управляемой (объекты управления) подсистем и включает компоненты — цели, задачи, функции и механизмы их реализации.
3. Цели управления персоналом организации призваны конкретизировать основные направления данной деятельности и отражать показатели качества кадрового состава на каждом этапе функционирования и развития организации.
4. Цели управления персоналом формулируются в двух аспектах: экономическом и социальном. Целью управления персоналом в экономическом аспекте является удовлетворение потребностей производственного процесса в работниках требуемого качества, количества и в заданные сроки. В социальном аспекте целью управления персоналом является удовлетворение потребностей работающих.
5. Принципы управления персоналом представляют собой основополагающие требования, учет которых при формировании и развитии системы придает ей целостный характер.
Выполняем
Задание 1. Создайте модель процесса управления персоналом, для чего конкретизируйтекаждый элемент универсальной модели управления
Задание 2. В приведенном в выводе определении управления персоналом выделите (подчеркните, обозначьте цветом) сущностные признаки, отличающие этот вид управленческой деятельности от других.
Задание 3. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «управление персоналом» с точки зрения отнесения их к тому или другому подходу.
|
|