Ирмологий содержит те песнопения и молитвословия (изменяемые и некоторые неизменяемые), которые назначены Церковью для пения, а не для чтения при богослужении. В Ирмологии содержатся извлечения из разных богослужебных книг - главным образом, ирмосы, от которых книга и получила свое наименование. Ирмосы в Ирмологии взяты из канонов Октоиха всех восьми гласив; к этим ирмосам присоединяются ирмосы из Миней и Триодей на великие праздники из тех канонов, которые поются на один глас с канонами Октоиха. Ирмосы расположены в Ирмологии по порядку гласов и песней. Кроме этого главного содержания Ирмология, в нем помещены еще песнопения, которые постоянно или часто поются певцами на литургиях, вечернях и утренях. Таковы, например, девять Песней Священного Писания, которые поются на утрени с каноном, догматики, Троичны 8-ми гласов, полиелей, величания, антифоны, степенны, прокимны воскресные (утренние) на восемь гласов, припевы девятой песни канона, которые поются в двунадесятые и некоторые другие великие праздники и др.
|
|
Ирмологий составлен в Греческой Церкви и в ХIV в. был положен на ноты иеромонахом Афонской горы Иосафатом Кукузелем. Первоначальным побуждением к составлению книги послужило, как полагают, то, что величания и ирмосы девятой песни пелись на клиросах, а прочие стихи канона читались среди Церкви. Но так как чтецу и певцам было неудобно обходиться одной книгой, то для удобства поющих и был составлен Ирмологий. С той же целью в нем помещены наиболее употребительные при богослужении песнопения, чтобы можно было не искать их в разных богослужебных книгах. Таким образом, книга Ирмологий была составлена тогда, когда перестали петь тропари канона, что произошло уже после времени св. Иоанна Дамаскина.