Психические механизмы мышления

Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного отражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Мышление - познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чувственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни. Мышление выполняет регулирующую, познавательную и коммуникативную функцию, т. е. функцию общения. И здесь особое значение приобретает выражение его в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы - всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее поняли другие люди.

Мышление развивается на сенсорно-образной основе. Чувственное отражение и мышление - единый процесс познания человеком окружающей действительности. Источником познания служит практика. Начинается все с ощущений и восприятий, т. е. с живого созерцания. Никакими другими путями нельзя получить знания о различных предметах и явлениях, о свойствах вещей, о различных формах движения материи. Только потом чувственное познание восходит к мысленному - абстрактному, логическому. Но даже на уровне абстрактного мышления сохраняется его связь с чувственными образами ощущений, восприятий и представлений.

Такое отвлеченное и обобщенное познание позволяет понять мир полнее и глубже. Истинность же такого познания проверяется практикой. Здесь она уже выступает как критерий правильности человеческого познания, человеческого мышления. Единство чувственного отражения и мышления позволяет сопоставить прошлое и настоящее, предвидеть и проектировать будущее. Это относится не только к окружающему миру вещей, явлений, других людей, но и к самому человеку, позволяет ему "учиться властвовать собой".

Ему свойственно опосредованность – отвлеченность – обобщенность; оперирование классами, категориями и системами объектов; речевая форма порождения, существования, выражения и передачи; увеличение на множество порядков познавательных и практических возможностей индивида; обеспечение индивидуального самопознания и рационального самоизменения.

В течение жизни мышление приобретает различные способы существования, организованные по принципу взаимных транформаций и дополнений. Аналогично другим психическим явлениям оно проявляет себя в виде мыслительной активности, разнообразных мыслительных продуктов, задатков, способностей, а также значений и смыслов вербальных, знаковых, символических форм культурного производства.

Детерминантами мыслительной деятельности выступают: речевая, сознательная, познавательная, социальная, бессознательная формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: