Различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление:
Наглядно-действенное мышление. Его называют еще практически действенным или просто практическим мышлением. Оно протекает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производственных, организации учебного процесса. Этот вид мышления является, можно сказать, основным на протяжении всей жизни человека
Наглядно-образное мышление. Этот вид мышления связан с решением мыслительных задач, основанных на образном материале. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образное мышление тесно связано с практическим мышлением.
Словесно-логическое мышление. Его называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и суждений и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высокий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.
|
|
Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Однако у разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой именно, определяется условиями и требованиями деятельности. Скажем, у физика-теоретика или у философа - словесно-логическое мышление, у художника - наглядно-образное.
Положения генетической психологии Ж.Пиаже, теории культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского, психоаналитической теории когнитивного развития, современной психологии интеллекта, концепции психических процессов Л.М.Веккера раскрывают разные онтогенетические аспекты развития мыслительной деятельности. Выделяют несколько генетических типов мышления: сенсорно-моторный, символически-интуитивный, конкретно-операционного мышления, тип мышления посредством формальных операций. Переход от ранних стадий мыслительной деятельности к более зрелым предполагает следующие преобразования:
- внутреннее выделение изолированных объектов познания и их дифференцированных свойств;
- синтез когнитивного и эмоционального опыта; разделение первичного (бессознательного) и вторичного (сознательного) процессов психической жизни;
- осознание дисстанции между “Я” и объектом;
- освоение “формальных” операций словесного обобщения, различения, абстрагирования, конкретизации и достижение их обратимости;
- перенос логических операций во внутренний план, на внутренние объекты;
- формирование понятий, согласование объема и содержания понятия, его инвариативногх и вариативных компонентов;
|
|
- формирование чувствительности к противоречиям, становление дуального (двойственного) мышления;
- синтез операций и продуктов мышления в крупных когнитивных построениях типа теорий,концепций, мировоззрений;
- развитие рефлективного мыления и мысленное я-обращение к бессознательному.
Мышление - всегда решение какой-то задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из сложившейся ситуации. При этом ни решения, ни ответа, ни выхода нельзя усмотреть, только воспринимая действительность.
Мышление - это не только опосредованное, но и обобщенное отражение действительности. Обобщенность его заключается в том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычленяются общие и существенные признаки, их характеризующие. В результате формируется знание об этом предмете вообще: стол вообще, стул вообще, дерево вообще и т. д. Существенными признаками "человека вообще", например, служат такие общие признаки: человек - это существо общественное, трудящееся, обладающее речью. Чтобы выделить эти общие и существенные признаки, нужно отвлечься, абстрагироваться от частных, несущественных признаков, таких, как пол, возраст, раса и др.