В настоящее время в работах разных исследователей получило всестороннее подтверждение положение теории Сеченова, что основной исходной формой психической жизни являются слитные ощущения, которые постепенно расчленяются, дифференцируются.
Так, в исследованиях по высшей нервной деятельности показано, что у маленького ребенка легче всего вырабатываются и доминируют на протяжении всего первого года жизни
условные рефлексы на составные комплексы, а не на изолированные раздражители1. Очень ярко комплексный синкретичный характер воздействий, вызывающих реакции детей, проявляется в естественной обстановке. Суть многих говорящих об этом наблюдений состоит в том, что если на какой-либо определенный предмет вырабатывается условная реакция, а затем предмет переносится в другие условия, в другую обстановку, то реакция не проявляется. Например, у ребенка имеется четкий условный рефлекс на вид тарелки с кашей (движение в сторону тарелки и открывание рта), когда тарелка ставится на накрытый обеденный стол, за которым сидит ребенок. На тот же самый раздражитель в других условиях (например, ребенка держат на руках у окна, а тарелка ставится на подоконник и т. п.) — пищевая реакция отсутствует.
На основании результатов многих наблюдений такого рода и результатов специально спланированных экспериментов Кольцова пришла к заключению, подтверждающему мысль Сеченова, что отражение окружающего мира у маленького ребенка происходит вначале в форме диффузных по своему характеру образов. Эти образы точнее определить даже не как «образы предметов», а как «образы ситуации», в которых переплетается часть видимой комнаты, мебели, стоящие и движущиеся на этом фоне люди.
Вычленение отдельных объектов из «образов ситуации» происходит, по данным Кольцовой, постепенно и неодновременно в зависимости от их значимости (вид и голос матери, няни), яркости, движения и возможности активных манипуляций.
Один из наиболее известных современных исследователей психики младенцев Т. Бауэр провел многочисленные, остроумно спланированные эксперименты по изучению их поведения в условиях рассогласования сигналов со стороны зрительных, слуховых и проприоцептивных ощущений. Результаты этих экспериментов он подытожил в выводе, что у
1 Кольцова М. М. Обобщение как функция мозга. —Л.: Наука, 1967; Кольцова М. М. Развитие сигнальных систем действительности, у детей. — Л.: Наука, 1980. — 164 с.
младенцев первых недель и месяцев жизни имеется примитивное единство и нерасчлененность сенсорных модальностей (зрительной, тактильной, слуховой), которое начинает дифференцироваться в возрасте примерно 6 месяцев1.
Целый ряд экспериментальных данных был специально получен для подтверждения теории раннего перцептивного развития Е. Гибсон, согласно которой основное направление развития восприятия у младенцев состоит во все большей дифференциации информации об окружающей среде. Многие из этих данных суммированы в работе Гибсон2. Она отмечает как соответствующие теории факты предпочтения младенцами более сложных объектов, вызывающих более комплексные ощущения, более простым: младенцы предпочитают предметы движущиеся, издающие звуки, предметы, которые можно потрогать.
Отмечается, что наиболее ранние из выделяемых перцептивных инвариантов относятся к наиболее общим чертам объектов, а их специфические особенности воспринимаются позднее.
Очень демонстративны результаты наблюдений за характером исследовательской активности младенцев. Так, младенцы в возрасте 6 месяцев проявляют комплексную активность — и зрительную и ощупывающую — по отношению к пузырьку, в который они привыкли играть, независимо от того, изменяется ли его цвет, текстура или температура. Но после 6 месяцев наступает постепенная дифференциация: при изменении цвета привычного пузырька все больше проявляется глазодвигательная исследовательская активность, а при изменении текстуры и температуры — ощупывательная. В детской психологии общепринято положение выдающегося психолога Ж. Пиаже об исходной начальной недиф-ференцированности в психике младенца в первые недели и месяцы его жизни субъекта и объекта, об отсутствии характерной для взрослых четкой грани между ними. По словам
' Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М.: Прогресс, 1979. — 320 с. ; Gibson Е. J. Exploratory behavior in the development and the acquiring of knowlege // Ann. Review of psychology. — 1988. — Vol. 39. - P. 1-41.
68
Пиаже, первоначально младенец не знает ни себя, ни окружающий мир как отличные и различающиеся между собой сферы; он переживает только особую смесь чувствований и восприятий, сопровождающую то, что взрослый наблюдатель назвал бы контактом между собственными действиями и внешними объектами. Иначе говоря, объекты как таковые здесь еще отсутствуют. Имеются лишь недифференцированные сплавы объекта и действия. Познание объектов как реальностей, существующих независимо от действий субъекта, постепенно складывается, согласно данным Пиаже, лишь к концу младенческого возраста.
Вместе с тем тщательные детальные наблюдения Бауэра за глазодвигательной активностью младенцев показывают, что они явно не отделяют неподвижный предмет от его местоположения в пространстве, а движущийся — от его движения и собственных прослеживающих движений глаз.
3.2. Принцип дифференциации в развитии моторики младенцев и детей дошкольного возраста
Классическое исследование этого вопроса было проведено Н. А. Бернштейном'. Проведенный биомеханический анализ движений начинающего ходить ребенка показал, что его локомоции по своему составу — это не ходьба и не бег, а нечто среднее между ними, нечто неопределенное и недифференцированное. Достоверное биомеханическое отличие ходьбы от бега намечается не раньше, чем на третьем году жизни. Вместе с тем структура локомоции у маленьких детей значительно более проста, примитивна и менее дифференцирована, чем у взрослых. Вместо обширной гармоничной системы импульсов, заполняющих силовые кривые звеньев движений ноги на протяжении одного двойного шага, у 12— 18-месячного ребенка имеются только два реципрокных импульса. Эта начальная стадия была названа Бернштейном
Бернштеин Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. — 349 с.
«иннервационным примитивом». Постепенно к двум главным элементам структуры ходьбы добавляются новые, а полный комплект динамических волн ходьбы складывается полностью примерно к 5 годам. Сходным образом развивается система бега, а их расхождение нарастает параллельно с обогащением каждой новыми элементами.
Это очень яркий пример того, как развитие системы идет внутри целого и как система не складывается из отдельных элементов, но все больше и больше дробится на элементы.
Второй пример того же рода — это развитие двигательных актов дотягивания до предметов и их схватывания, которое было детально изучено Бауэром. Оказалось, что первоначально имеется одно единое целостное действие, в котором слиты дотягивание и схватывание. Это проявляется в том, что дотягивания без схватывания просто не бывает: если ребенок дотягивается до предмета, он его обязательно сразу схватывает. Лишь постепенно это единое действие дифференцируется и в возрасте 5—6 месяцев превращается в два разных. На этой стадии ребенок уже может, дотянувшись до предмета, по тем или иным причинам помедлить со схватыванием или вообще отказаться от него.