Нерасчлененность сенсорной сферы младенцев и ее постепенная дифференциация

В настоящее время в работах разных исследователей по­лучило всестороннее подтверждение положение теории Се­ченова, что основной исходной формой психической жизни являются слитные ощущения, которые постепенно расчле­няются, дифференцируются.

Так, в исследованиях по высшей нервной деятельности показано, что у маленького ребенка легче всего вырабатыва­ются и доминируют на протяжении всего первого года жизни


условные рефлексы на составные комплексы, а не на изоли­рованные раздражители1. Очень ярко комплексный синкре­тичный характер воздействий, вызывающих реакции детей, проявляется в естественной обстановке. Суть многих гово­рящих об этом наблюдений состоит в том, что если на ка­кой-либо определенный предмет вырабатывается условная реакция, а затем предмет переносится в другие условия, в другую обстановку, то реакция не проявляется. Например, у ребенка имеется четкий условный рефлекс на вид тарелки с кашей (движение в сторону тарелки и открывание рта), когда тарелка ставится на накрытый обеденный стол, за которым си­дит ребенок. На тот же самый раздражитель в других условиях (например, ребенка держат на руках у окна, а тарелка ставится на подоконник и т. п.) — пищевая реакция отсутствует.

На основании результатов многих наблюдений такого рода и результатов специально спланированных экспери­ментов Кольцова пришла к заключению, подтверждающему мысль Сеченова, что отражение окружающего мира у мале­нького ребенка происходит вначале в форме диффузных по своему характеру образов. Эти образы точнее определить даже не как «образы предметов», а как «образы ситуации», в которых переплетается часть видимой комнаты, мебели, стоящие и движущиеся на этом фоне люди.

Вычленение отдельных объектов из «образов ситуации» происходит, по данным Кольцовой, постепенно и неодно­временно в зависимости от их значимости (вид и голос мате­ри, няни), яркости, движения и возможности активных ма­нипуляций.

Один из наиболее известных современных исследовате­лей психики младенцев Т. Бауэр провел многочисленные, остроумно спланированные эксперименты по изучению их поведения в условиях рассогласования сигналов со стороны зрительных, слуховых и проприоцептивных ощущений. Ре­зультаты этих экспериментов он подытожил в выводе, что у

1 Кольцова М. М. Обобщение как функция мозга. —Л.: Наука, 1967; Кольцова М. М. Развитие сигнальных систем действительности, у детей. — Л.: Наука, 1980. — 164 с.


младенцев первых недель и месяцев жизни имеется прими­тивное единство и нерасчлененность сенсорных модально­стей (зрительной, тактильной, слуховой), которое начинает дифференцироваться в возрасте примерно 6 месяцев1.

Целый ряд экспериментальных данных был специально получен для подтверждения теории раннего перцептивного развития Е. Гибсон, согласно которой основное направле­ние развития восприятия у младенцев состоит во все боль­шей дифференциации информации об окружающей среде. Многие из этих данных суммированы в работе Гибсон2. Она отмечает как соответствующие теории факты предпочтения младенцами более сложных объектов, вызывающих более комплексные ощущения, более простым: младенцы предпо­читают предметы движущиеся, издающие звуки, предметы, которые можно потрогать.

Отмечается, что наиболее ранние из выделяемых перцеп­тивных инвариантов относятся к наиболее общим чертам объектов, а их специфические особенности воспринимают­ся позднее.

Очень демонстративны результаты наблюдений за харак­тером исследовательской активности младенцев. Так, мла­денцы в возрасте 6 месяцев проявляют комплексную актив­ность — и зрительную и ощупывающую — по отношению к пузырьку, в который они привыкли играть, независимо от того, изменяется ли его цвет, текстура или температура. Но после 6 месяцев наступает постепенная дифференциация: при изменении цвета привычного пузырька все больше про­является глазодвигательная исследовательская активность, а при изменении текстуры и температуры — ощупывательная. В детской психологии общепринято положение выдаю­щегося психолога Ж. Пиаже об исходной начальной недиф-ференцированности в психике младенца в первые недели и месяцы его жизни субъекта и объекта, об отсутствии харак­терной для взрослых четкой грани между ними. По словам

' Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М.: Прогресс, 1979. — 320 с. ; Gibson Е. J. Exploratory behavior in the development and the acquiring of knowlege // Ann. Review of psychology. — 1988. — Vol. 39. - P. 1-41.

68
Пиаже, первоначально младенец не знает ни себя, ни окру­жающий мир как отличные и различающиеся между собой сферы; он переживает только особую смесь чувствований и восприятий, сопровождающую то, что взрослый наблюда­тель назвал бы контактом между собственными действиями и внешними объектами. Иначе говоря, объекты как таковые здесь еще отсутствуют. Имеются лишь недифференцирован­ные сплавы объекта и действия. Познание объектов как реа­льностей, существующих независимо от действий субъекта, постепенно складывается, согласно данным Пиаже, лишь к концу младенческого возраста.

Вместе с тем тщательные детальные наблюдения Бауэра за глазодвигательной активностью младенцев показывают, что они явно не отделяют неподвижный предмет от его мес­тоположения в пространстве, а движущийся — от его движе­ния и собственных прослеживающих движений глаз.

3.2. Принцип дифференциации в развитии моторики младенцев и детей дошкольного возраста

Классическое исследование этого вопроса было проведе­но Н. А. Бернштейном'. Проведенный биомеханический анализ движений начинающего ходить ребенка показал, что его локомоции по своему составу — это не ходьба и не бег, а нечто среднее между ними, нечто неопределенное и недиф­ференцированное. Достоверное биомеханическое отличие ходьбы от бега намечается не раньше, чем на третьем году жизни. Вместе с тем структура локомоции у маленьких детей значительно более проста, примитивна и менее дифферен­цирована, чем у взрослых. Вместо обширной гармоничной системы импульсов, заполняющих силовые кривые звеньев движений ноги на протяжении одного двойного шага, у 12— 18-месячного ребенка имеются только два реципрокных импульса. Эта начальная стадия была названа Бернштейном

Бернштеин Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. — 349 с.



«иннервационным примитивом». Постепенно к двум глав­ным элементам структуры ходьбы добавляются новые, а пол­ный комплект динамических волн ходьбы складывается полностью примерно к 5 годам. Сходным образом развива­ется система бега, а их расхождение нарастает параллельно с обогащением каждой новыми элементами.

Это очень яркий пример того, как развитие системы идет внутри целого и как система не складывается из отдельных элементов, но все больше и больше дробится на элементы.

Второй пример того же рода — это развитие двигательных актов дотягивания до предметов и их схватывания, которое было детально изучено Бауэром. Оказалось, что первонача­льно имеется одно единое целостное действие, в котором слиты дотягивание и схватывание. Это проявляется в том, что дотягивания без схватывания просто не бывает: если ре­бенок дотягивается до предмета, он его обязательно сразу схватывает. Лишь постепенно это единое действие диффе­ренцируется и в возрасте 5—6 месяцев превращается в два разных. На этой стадии ребенок уже может, дотянувшись до предмета, по тем или иным причинам помедлить со схваты­ванием или вообще отказаться от него.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: