Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести

ЦЕННОСТЬ – значимость вещи, которую (значимость!) человек готов отстаивать и защищать, даже в ситуации непосредственной угрозы его жизни. ЦЕННОСТЬ – сложившаяся в условиях общественной жизни и непосредственно переживаемая человеком форма отношения к предметам природы и культуры, отражающая осознание значения предмета для устойчивого существования общества в целом и себя как личности, закрепляемая в мировоззрении.

По Платону, главная ценность – благо, которое предстает как истина (знание как ценность), добро (нравственные, этические ценности) и красота (эстетические ценности).

Проблема ценностей – это, прежде всего, проблема онтологического статуса ценностей: существуют ли ценности 1) «сами по себе», «до вещей» (крайний реализм, объективный идеализм, платонизм), 2) как свойство, качество вещей, «в вещах» (умеренный реализм, натурализм) или 3) как особое отношение к вещам, «после вещей», в сознании человека (умеренный реализм-номинализм, субъективный идеализм).

В средневековой европейской философии проблема ценностей решалась с теоцентрической позиции, особое значение придавалось религиозным ценностям, «истинам веры». В конце 19 в. Ф.Ницше выдвинул утверждение о грядущем распаде всех ценностей – «высокой культуры», морали и религии.

Сложность аксиологической проблематики, связанной с ценностью, оценочным отношением человека к миру, определяется многоаспектностью ценности. В ней представлены и субъективно-психологический момент, и момент конкретно-исторической изменчивости, и объективный, трансцендентальный момент бытия ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: