Познание, творчество, практика. В истории философии (од Гегеля) «конкретное» понималось как чувственно данное многообразие единичных вещей

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ. АБСТРАКТНОЕ – взятое в неполном, усеченном, одностороннем виде; сторона, часть целого. КОНКРЕТНОЕ – взятое в наиболее полном, многостороннем, целостном виде; многостороннее, целостное.

В истории философии (од Гегеля) «конкретное» понималось как чувственно данное многообразие единичных вещей, «абстрактное» – как характеристика исключительно продуктов мышления (абстракций). Отсюда под «АБСТРАГИРОВАНИЕМ» (построением абстракций) понимался способ мышления, заключающийся в отвлечении от ряда свойств предметов и выделения какого-либо их свойства как существенного, т.е. раскрывающего, почему предмет таков, каков он есть.

Гегель первым ввел в философию категории «абстрактное и конкретное» как взаимосвязанные. Абстрактное у Гегеля – выражение неполноты, неразвернутости, ограниченности нашего представления о предмете, поскольку фиксирует лишь некоторые стороны вне их обусловленности специфическим целым. Поскольку задача теоретического познания состоит в воспроизведении целостного предмета (см. работу Гегеля «Кто мыслит абстрактно?»), постольку способом теоретического познания является восхождение от абстрактного к конкретному.

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ – метод теоретического познания, включающий два этапа: 1) движение мысли от конкретного предмета (данного в созерцании, чувственно-образном мышлении) к абстрактному представлению о предмете; при этом формулируются понятия, отражающие отдельные стороны, свойства предмета; 2) движение мысли от абстрактного к конкретному, при котором абстракции рассматриваются как моменты, стороны целого, определяемые его специфическим содержанием.

Отметим, что образ (напр., в архитектурный образ), несмотря на определенную целостность, т.е. будучи целостным, нерасчлененным представлением о предмете, является «абстрактным», а не «конкретным». Абстрактность целостного образа обусловлена тем, что образ является отражением тех сторон и свойств предмета, которые даны сознанию человека непосредственно через органы чувств, и, следовательно, не раскрывают предмет во всей полноте. Свойства и характеристики предмета, которые не даны чувственному восприятию, не фиксируются в образе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: