Поддержка и управление организационной культуры

Когда организация сформировалась, то очень важно обеспечить дальнейшее поддержание ОК. Сила ОК определяется тремя моментами:

«толщиной» культуры;

степенью разделяемости ОК;

ясностью приоритетов ОК для всех членов организации.

Можно выделить три основных фактора, которые играют определяющую роль в поддержании организационной культуры:

1.Отбор персонала.

2.Деятельность высшего руководящего звена.

3.Социализация работников в культуре данной организации.

1. Организация растет и укрупняется за счет вновь прибывающих членов, которые приходят из других организаций с другой организационной культурой. Процесс отбора персонала, критерии исполнения заданий, система вознаграждений, мероприятия по обучению персонала, возможности развития карьеры, продвижение и ротация кадров гарантируют, что отобранные кандидаты будут соответствовать данной организационной культуре и дополнять ее, а не вносить диссонанс. Эта процедура преследует определенную цель - найти и нанять людей, обладающих достаточной компетентностью и способных успешно выполнять необходимую работу в рамках данной организации. Таким образом, процедура отбора преследует двоякую цель: подбор соответствующих кадров и отсев тех претендентов, которые не вписываются в организационную среду.

2.Деятельность руководящего звена. Руководители, как правило, оказывают преобладающее влияние на поддержание организационной культуры.

Личный пример (некоснительное следование в организации тем нормам и ценностям, которые заявляются как основные) и постоянное декларирование основ организационной культуры в любых публичных выступлениях оказывают благотворное влияние на поддержание ОК. Позитивное самовосприятие и уверенность в себе приводят к оптимизму окружающих.

3. Социализация. Как бы тщательно не проводился отбор персонала, невозможно найти людей,, абсолютно идентичных требованиям данной ОК.

Поэтому задача организации - помочь новым работникам в ней адаптироваться.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ проходит несколько ступеней:
1. предварительная стадия, когда работник узнает об организации до поступления на работу.

2. «столкновение», т.е. непосредственная встреча с организацией в процессе работы и сравнение ее со своими ожиданиями.

3. «метаморфоза», т.е. приспособление к отклонениям от ожидаемого,
согласование ожиданий с реальностью.

Существуют методы поддержания организационной культуры, которые явно или неявно используются в организации.
-Выделение приоритетов внимания со стороны менеджеров в организации.
-Реакция руководителей на критические ситуации.
-Моделирование поведения на рабочем месте, обучение и тренировка.

-Критерии определения вознаграждений и привилегий;

-Критерии принятия на работу, продвижения по службе и увольнения;
-Организационные символы и обряды, существующие в организации, сплачивают сотрудников и дают им уверенность в смысле существования организации.

Управление организационной культурой
Существуют взгляды, что руководство организационной культурой можно осуществлять по двум позициям:

1. Видение ОК свыше, которое должно вызывать энтузиазм у подчиненных. Руководитель -лидер воодушевляет коллектив и претворяет в жизнь базовые ценности.

2. Путь руководства «снизу».Руководитель большое внимание уделяет деталям реальной жизни в организации. Действенное средство - создание и выработка образцов повседневного организационного поведения, введение шаг за шагом условий необходимых взаимоотношений, управление символикой и архитектурой организации.

Существует несколько общих рекомендаций по поводу управления ОК:
-Необходимо обращать внимание на нематериальные аспектыорганизационного окружения(тон общения, манеры поведения сотрудников и руководителей низового звена, настроения сотрудников);

-Скептически относиться к предложениям быстрой трансформации
культуры организации, пусть даже в прекраснейшую и совершеннейшую область;

-Стараться понять и вникнуть в значимость важнейших организационных символов (логотипа, девизов, униформы и т.д.);
-Прислушиваться к историям, рассказываемым в организации; анализировать, кто является героями этих историй и какие настроения и ценности сотрудников они отражают;

- Периодически вводить организационные обряды для передачи с их
помощью базовых ценностей;

-Проводить в жизнь абстрактные идеалы, самым прямым и непосредственным путем - через образцы собственного поведения.

Формирование, поддержание и управление культурой в организации являются одной из главных забот руководителей. На этот процесс оказывают влияние как совместный опыт организации, так и деятельность всего управленческого персонала.

Существуют определенные факторы поддержания организационной культуры - отбор персонала, деятельность руководителей высшего звена и социализация работников в культуру данной организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: