Ценность жизни по современно-филисофскому и христианскому учению1
(заключение)
Христианское учение о ценности жизни мы считаем единственно истинным, потому, что оно построено на таких основах которые, как нельзя лучше удовлетворяют запросам пытливой человеческой мысли. В христианском учении о мире и жизни человек находит полное удовлетворение потому, что для него все в природе и жизни человеческой становится ясным и понятным. А между тем это именно учение теперь в образованном обществе все более и более отодвигается в сторону. Теперь жизнь так называемого, интеллигентнаго человека начинает течь по-другому руслу, а не потому, по какому направляла и направляет христианская религия.
В самом деле, что представляет собою жизнь современнаго обра-зованнаго общества? Что движет ее? Чем, так сказать, жива душа современнаго мыслящего человека? — Присматривясь к произведениям литературы — этой художественной отобразительницы жизни, нельзя не заметить в них одного, очень характернаго явления—искания правильной, истинной дороги жизни; нельзя не видеть при этом и того, что наше просвещенное общество блуждает, как бы в темноте, силясь во что бы то ни стало выйти в истинный просвет жизни. Стоит заглянуть в любую книгу, любую журнальную статью, чтобы видеть, с какою жаждою, почти болезненностью стремится современный человек дать своей жизни то или иное разумное освещение и оправдание. Вопросы «как», «почему» получали теперь ту силу, которая требует своего разрешения и не дает покоя мятущемуся человеческому духу. Индивидуальность, полное свободное развитие личности, — вот те светящийся точки, к которым быстрым шагом направляется современ-
|
|
' Скрынченко Д.В. Ценность жизни по современно-философскому христианскому течению. СПб., 1908. С. 155-159.
Философская мысль Беларуси в XX в.
ная культура. Только жаль, что эти действительно важные вопросы жизни человек старается решить, полагаясь только на свои собствен-ныя силы; забыл и забывает современный человек, что есть другая, единственно авторитетная решительница этих вопросов,— христианская религия; если бы ум человеческий почаще справлялся бы с тем, что говорит, как учит по вопросам о смысле и ценности жизни христианская религия, то не пришел бы никогда к своим запутанным выводам, полным нередко, как видели мы, разных нелепостей. Выводы эти, составляя так называемыя «последния слова науки», захватывают все больше и больше себе последователей, а результатом всего этого является религиозная и нравственная деморализашя общества. Дело в том, что выводы эти не дают успокоения и удовлетворения духу человеческому, но ослабляя и подрывая в людях учение христианской религии, они нередко ведут человека к мрачному взгляду на жизнь и даже к насильственной развязке с нею. Стоит только заглянуть в страницы газетных сообщений, чтобы видеть, что самоубийства в вышесказанном смысле совершаются теперь нередко. Положим не всегда бывает такой печальный конец, но зато чаще бывает не менее худший результат: многие становятся совершенно равнодушными к вопросам религии и нравственности. Нынешняя, так называемая интеллигенция, все дальше и дальше, становится от религии; безграничной веры, в Слово Божие, в Библию, в непоколебимое учение Церкви трудно теперь встретить; теперь образованный или считающий себя таким человек с иронией относится к людям глубоко верующим, или, если не с иронией, то во всяком случае с некоторой снисходительностью,—это де-люди отсталые, которых исправит только могила... Печально такое состояние общества, но еще печальнее то, что такое общество почти не сознает своего заблуждения и гордо продолжает идти своим самона-деяным путем. Невольно хочется спросить: почему же эти люди так глухи к голосу истины, почему же именно эти, развитые, образованные люди вооружаются против Христова учения? В ответ на эти вопросы нужно сказать следующее: все зло происходит оттого, что человеческая природа глубоко пала и загрязнила свои, данныя Богом, великия и дивныя силы. И вот, между тем, как одни люди устаивают в добре, препобеждают вкоренившийся и живущий в них грех и остаются верными членами христианской религии, другие все ниже и ниже падают. Эти последние тем более достойны сожаления, что нередко падают не по собственной воле, а потому что для них не было благоразумной поддержки. Нередко встречаются натуры пытливыя,
|
|
Раздел V
жаждущия света и истиннаго знания, с горячностью набрасываются на все, где бы только можно было почерпнуть истинный светочь, перечитывают массу книг,—и что же в результате? — В результате хаос неясных мыслей, неустановившихся представлений, и самое главное неудовлетворенность, мучения души. А насколько велики терзания души у людей, у которых поколеблены христианския основы жизни, это можно видеть из исповеди известнаго философа Жуфруа; в период детства и следующий Жуфруа был глубоко верующим христианином и был счастлив. «Настоящая моя жизнь, говорит он об этом периоде своей жизни, была ясна, а потому следующая за нею будущность представлялась мне безоблачною. Спокойный относительно пути, предстоящаго мне в этом мире, спокойный относительно цели, к какой он должен привести меня в другом мире, понимая жизнь в этих двух фазах ея и смерть, которая соединяет их, понимая самого себя, зная определения Божий относительно меня и любя Бога за благость, выражающуюся в этих определениях, я был счастлив тем счастьем, которое доставляет живая и убежденная вера в учение, разрешающая все великие вопросы, которые могут интересовать человека». Затем Жуфруа, под влиянием господствовавшего духа времени, впадает в сомнение относительно истинности своих христианских убеждений и приходит к полному их разрушению; это разрушение стоило ему мучительных душевных переживаний. «Никогда, говорит он, не забуду я того декабрьскаго вечера, когда разорвалось покрывало, скрывающее от меня самого мое собственное неверие. Мне еще слышатся звуки моих шагов в той тесной и голой комнате, где я имел обыкновение долго прогуливаться после часа сна; я еще вижу эту полузакрытую облаками луну, по временам освещающую холодныя рамы. Часы ночи проходили, но я не замечал их; я следил с безпокой-ством за ходом моей мысли, которая постепенно спускалась в глубину моей совести, и, разсевая одну за другой все иллюзии, которыя до тех пор закрывали мое зрение, теперь с каждой минутой все явственнее представляла мне ея извороты. Напрасно хватался я за мои последний верования, как утопающий за обломки своего корабля; напрасно, устрашенный известною пустотою, в которую я готовился плыть, я бросался последний раз к временам моего детства, к моему семейству, моей стране, ко всему, что мне было дорого и свято. Неудержимое течение моей мысли было сильнее; оно обязывало меня покинуть все: родителей, семейство, воспоминания, верования; испытание продолжалось все упорнее и строже по мере того, как приближалось к концу, и только
|
|
Философская мысль Беларуси в XX в.
тогда остановилось. Тогда я узнал, что внутри меня ничего не устояло; что вся моя прежняя вера в себя самого, в Бога, в мое назначение в этой и будущей жизни исчезло... Этот момент был ужасен, и, когда к утру, измученный, я бросился в мою постель, то я почувствовал, что моя прежняя жизнь, столь радостная и полная, угасает, и предо мною открывается другая жизнь, мрачная и безлюдная, в которой с этих пор я должен был жить одиноким с моей роковой мыслью, которая меня удалила от прежней жизни, и которую я готов был проклясть.
Итак, где же, спрашивается исход, для человечества в его таком ненормальном и тяжелом состоянии блуждания? Исход для человечества остается один: оно должно воротиться к религии христианской, потому что только она одна дает истинный смысл, цену и счастье жизни. В противном же случае, т. е. если человечество не осмыслит свою жизнь путем религиознаго сознания, указываемаго христианством, оно ничем не может оправдать своей жизни, ея ценности, и должно рано или поздно придти к одному роковому выводу—жить не стоит,— выводу, так часто теперь осуществляемому.
Закончим свое сочинение следующими словами апостола Павла: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу».