Особенности богослужения

Начиная с Недели о мытаре и фарисее, во все подготовит. Недели (воскресенья) Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной.

На утрени в воскресные дни, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-й Неделей Велик поста, в воскресные дни после Евангелия, пения «Воскресение Христово…» и чтения 50 пс. поются покаянные песни, в к-рых покаянное чувство выражается с особой силой глубиной: на «Слава»: «Покаяния отверзи ми двери...» (вместо: «Молитвами апостолов...»), на «И ныне»: «На спасения стези...» (вместо: «Молитвами Богородицы...»); затем «Помилуй мя, Боже...» и «Множества содеянных мною лютых...».

В основу 1-й песни «Покаяния отверзи ми двери...» положена притча о мытаре и фарисее; из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу 2-й песни: «На спасения стези...» положена притча о блудном сыне, а в основу третьей: «Множества содеянных мною лютых...» – предсказания Спасителя о Страшном суде. Таким образом, эти покаянные песнопения тесно связаны с Евангелиями, к-рые читаются в подготовит. Недели к Великому посту (о мытаре и фарисее, о блудном сыне и мясопустную).

Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых Еванг. стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»), т.к. на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди.

На литургии – прокимен гласа; Апостол – к Тимофею, зач. 296-е; Евангелие от Луки, зач. 89-е.

Таким образом, богослужение в Неделю о мытаре и фарисее имеет след. особенности:

1) Пение на утрени после полиелея и Евангелия особых покаянных песнопений.

2) Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в т.ч. и канона) Постной Триоди.

3) Чтение на литургии Еванг. притчи о мытаре и фарисее.

4) От Недели о мытаре и фарисее до Недели ваий по существующей практике к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям полагается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» и только в Недели Православия и Крестопоклонную – припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Определенного указания в Типиконе и Триоди на этот счет нет.

5) От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно воскресные кондаки не читаются, а заменяются (на часах, на повечериях, на полунощнице и на литургии после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство, попразднство или память великого или храмового святого, за исключением 4-й, 5-й и 6-й Недель, когда поются специальные кондаки. Напр: в Недели 4-ю и 5-ю Св. Четыредесятницы вместо кондака Триоди берется кондак святому (преп. Иоанну Лествичнику, преп. Марии Египетской); на литургии этот кондак следует петь на «Слава», а на «И ныне» поется кондак храма (если храм Спасов или Богородицы) или кондак «Предстательство христиан непостыдное» (если храм святого).

Кроме того, отменяется пост в среду и пятницу после Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее («сплошная», или «всеядная» седмица) – в знак обличения этим горделивого поста фарисея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: