Символ веры

Вслед за кратким исповеданием Святой Троицы - "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святаго Духа…", следует подробное исповедание правосл. веры - в пении Символа веры.

Диакон, стоящий на амвоне, делает крестное знамение, поклоняется, целует крест на ораре и возглашает: "Двери, двери, премудростию вонмем!" (более точный перевод с греческого: "премудрости вонмем").

В это время в ознаменование Воскресения Христова открывается завеса царских врат (она остается открытой до возглашения: "Святая святым"). Свящ-к отнимает воздух от Святых Даров, напоминая этим священнодействием о камне, отваленном от дверей Гроба Господня.

Кроме того, открытие завесы царских врат и отнятие воздуха с Честных Даров совершаются в знак того, что вера открывает нам тайны Божественной Премудрости.

В Древней Церкви слова диакона: "Двери, двери…" относились к привратникам-стражам церковных дверей храма, чтобы они тщательно наблюдали за входом в храм и не допускали с того времени кого-либо из оглашенных, или кающихся, или других лиц, к-рые не имели права присутствовать при совершении Таинства Святого Причащения.

Со временем практическое значение этого возгласа изменилось. Сегодня Церковь словами "Двери, двери…" приглашает верующих блюсти двери своего ума и сердца от посторонних помыслов и попечений.

Словами "премудростию вонмем", предшествующими пению Символа веры, указывается на сокрытую в нем Божественную премудрость и на то, чтобы молящиеся внимательно и с благоговением слушали Символ веры.

После возгласа диакона хор поет (по благословению Святейшего Патр. Алексия I (Симанского) вошло в обыкновение общее пение народом): "Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя…".

Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельствуют пред Богом и Церковью, что они явл-ся верными, к-рым дозволено присутствовать при совершении великого Таинства и приступить к причащению Святых Тайн.

Во время пения Символа веры свящ-к сам читает его, подъемля и колебля воздух над Честными Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними и приблизившегося наития Святаго Духа, подобно тому, как и сошествию Святаго Духа на апостолов предшествовало дыхание ветра.

Кроме того, поднятие и колебание воздуха напоминает о землетрясении при открытии Гроба Господня и о бегстве стражи от Гроба - событиях, бывших в то время, когда Господь Иисус Христос благоволил явить Свое Воскресение.

Если служат неск-ко свящ-ков, то они все держат воздух за края и производят им колебательные движения, читая про себя Символ веры.

По прочтении Символа веры предстоятель целует воздух и отлагает его в верхнюю левую часть престола.

После исповедания веры молящиеся несколькими возгласами совершенно приготовляются к достойному молитвенному участию в принесении Бескровной Жертвы.

Диакон: "Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити".

"Станем добре", т.е. будем стоять с благоговением, со страхом Божиим, будем внимательны, чтобы в душевном мире принести Богу Жертву (Честные Дары), помня, что эта Жертва приносится Богу не только за нас, но и от нас, что мы присутствуем при этом не как посторонние зрители или слушатели, а как соучастники Божественной службы.

Хор, выражая от лица молящихся готовность к участию в святом возношении, поет: "Милость мира, жертву хваления", т.е. будем возносить Святую Жертву, к-рая есть великая милость Божия (дар Божий), дарованная нам вследствие мира (примирения) нашего с Богом чрез Иисуса Христа и состоящая из благодатного прославления, хваления Бога, то есть Жертва Бескровная - Святая Евхаристия.

Диакон, поклонившись, в это время входит в алтарь южными дверями и молится вместе с свящ-ком.

Свящ-к, обращаясь лицом к молящимся и благословляя их, преподает им апостол. приветствие (благожелание), как изъявившим свою готовность участвовать в святом возношении, и призывает на них спасительные дары Святой Троицы: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами".

Хор: "И со духом твоим".

Словами "И со духом твоим" верующие молитвенно выражают пожелание предстоятелю взаимно тех же благ.

Свящ-к: "Горе имеим сердца".

Хор: "Имамы ко Господу".

Этот возглас свящ-ка "Горе имеим сердца" (т.е. отрешимся от всего земного и устремимся к горнему, небесному) произносится для достойного приготовления верующих к участию в Евхаристии. Молящиеся словами "Имамы ко Господу" отвечают, что их ум и сердце устремленны к Богу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: