Евхаристический канон

По надлежащем приготовлении молящихся к Евхаристии свящ-к возглашает: "Благодарим Господа".

Хор: "Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней".

Возглашением "Благодарим Господа" свящ-к начинает совершение Святаго Таинства и внушает верущим воздать благодарение Богу, как и Сам Спаситель начал священнодействие Бескровной Жертвы, при ее установлении на Тайной вечери, благодарением Богу Отцу.

По возглашении свящ-ка "Благодарим Господа" диакон переходит с южной к сев. стороне престола, целует его, кланяется предстоятелю и становится у престола.

На литургии Иоанна Златоуста:

На литургии Василия Великого:

"Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити…".

"Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю поклоняемый…".

В этой молитве свящ-к от лица всех верующих прославляет величие Божие, Его бесконечное совершенство и Его благодеяния роду человеческому. Он благодарит за сотворение мира и человека, за искупление человека Сыном Божиим и за все милости, явные и тайные, благодарит Господа и за то, что Ему угодно принимать от нас эту службу, т.е. литургию, хотя Ему предстоят архангелы и ангелы, херувимы и серафимы, "победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще".

В таких выражениях ангел. песнь слышал в видении св. пророк Исаия. В подобных же выражениях слышал ее и св. ап. Иоанн Богослов. Из Свящ. Писания известно, что Иоанн Богослов (Откр. 4, 7-8) и Исаия (6, 1-3) созерцали славословящих Господа ангелов в образе орла, тельца, льва и человека.

Заключит. слова этой части евхаристической молитвы свящ-к произносит вслух: "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще".

Хор добавляет и самые слова ангел. победной песни: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних".

К этому ангел. славословию Святой Троицы хор присоединяет еще и земное приветствие отроков еврейских при торжественном входе Спасителя в Иерусалим: "Осанна в вышних (т.е: дай спасение в вышних, на Небе). Благословен Грядый во Имя Господне".

Диакон во время произнесения свящ-ком слов "Победную песнь поюще…" поднимает звездицу с дискоса правой рукой (с орарем, к-рый держит 3мя перстами) и творит ею над дискосом образ креста, касаясь звездицей дискоса каждым из 4х концов: при словах свящ-ка "поюще" - восточной стороны дискоса; "вопиюще" - западной стороны; "взывающе" - северной и "глаголюще" - южной стороны.

По окончании слов свящ-ка "Победную песнь…" диакон, сложив звездицу и поцеловав, отлагает ее в верхнюю часть престола.

Во время пения славословия "Свят, Свят, Свят…" свящ-к продолжает читать евхаристическую молитву.

На литургии Иоанна Златоуста: На литургии Василия Великого:

"С сими и мы блаженными Силами…". "С сими блаженными Силами, Владыко Человеколюбче…".

В этой молитве свящ-к исповедует святость Божию и вместе с тем прославляет бесконечную любовь к нам Бога Отца, Который послал для нашего спасения Единородного Сына Своего. Пришедший на землю Спаситель совершил и завещал нам совершать в Свое воспоминание Таинство Святаго Причащения.

Слова Спасителя (установительные слова Таинства, слова установления) свящ-к произносит вслух:

На литургии Иоанна Златоуста: На литургии Василия Великого:

"Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов".

"Даде (дал) святым Своим учеником и апостолом, рек: приимите: ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов".

Во время произнесения этих слов свящ-к правой рукой, обращенной ладонью кверху, и держа персты вместе, показует на Святый Хлеб, лежащий на дискосе. То же делает и диакон, держа орарь 3мя перстами правой руки.

Хор: "Аминь".

Свящ-к:

На литургии Иоанна Златоуста: На литургии Василия Великого:

"Подобне и Чашу по вечери, глаголя" (тихо). И вслух: "Пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже на вы и за многия изливаемая во оставление грехов".

"Подобне и Чашу от плода лознаго приемь, растворив, благодарив, благословив, освятив" (тихо). И вслух: "Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов".

При произнесении этих слов священнослужители показывают на потир так же, как перед этим на дискос.

Хор: "Аминь".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: